Страничка учителя-логопеда

31.10.2019

Активная гимнастика для развития мелкой моторики

31.10.2019

       К играм с предметами большинство специалистов предлагают приступать, когда ребёнку исполнится 9 месяцев. Все предметы, используемые в играх, должны быть безопасными для ребёнка!

1. Сборные матрёшки. В настоящее время деревянная матрёшка перестала быть просто игрушкой, чаще всего она используется как сувенир. А ведь это прекрасное средство для развития ручных умений и мышления малыша, традиционная народная дидактическая игрушка.

2. Пирамидки. Выбирая пирамидку в магазине, отдайте предпочтение той, у которой кольца разного диаметра равномерно увеличиваются к основанию. Такая игрушка разовьёт не только пальчики вашего малыша, но и логическое мышление.

 3. Обведи по контуру. Для игры необходимо изготовить несколько карточек с изображением домика, цветка, чашки, машины, контуры которых обклеивают бархатной бумагой. Взрослый ведёт пальчик малыша по бархату и называет то, что изображено на карточке. Можно приклеить по контуру предметов горошины или бусины.

4. Лепим из пластилина.

5. Мозаика, конструктор. Величина деталей зависит от навыков вашего малыша. Сначала приобретите самый крупный конструктор и самую крупную мозаику. Из конструктора можно построить башню, кукольную мебель и т.д. Из мозаики научите выкладывать дорожки, цветочки, геометрические фигуры, а затем и более сложные узоры.

7. Бусы, шнуровки, прищепки. Сейчас продаются всевозможные готовые комплекты для игры, в которые входят и шнуровки и бусы.

 8. Узоры из счётных палочек. По образцу, сделанному взрослым, ребёнок выкладывает различные фигуры, от самого простого к сложному.

 

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТРИКИ И МОТРНОГО ПРАКСИСА

20.03.2020

  Родителей  и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Не случайно в истории развития человечества роль рук подчёркивается особо. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев».

     Таким образом, используя упражнения и игры на развитие моторного праксиса и мелкой моторики на занятиях в детском саду и дома, родители и педагоги решают сразу несколько задач:

- во-первых, занятия положительно влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка;

-  во-вторых, точное динамичное выполнение упражнений для рук, туловища, головы совершенствуют движения артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти;

- в-третьих, упражнения и игры готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Консультация учителя-логопеда

20.02.2023

         Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду очень нужна.

        Дети бывают разные: кто-то проявляет лидерские качества, другие более замкнуты. У детей не сформированы коммуникативные умения, дети не умеют войти в игру, обратиться к сверстнику, взрослому. Проявляют неуверенность, робость, что мешает проявить свою активность. Не умеют самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. Проявляют нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности; негативно окрашенный стиль общения: грубость, дразнение, упрямство. Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками.

 

При организации группового взаимодействия детей, в ходе выполнения работы  важно соблюдать следующие условия:

 

1.  Учитывать интересы и возможности детей

2.  Учитывать особенности состава группы

3.  Составлять задания для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в подгруппе.

4.  Распределять роли между участниками группы

5.  Организовывать коммуникацию

 

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало плюсов

 

1.  Повышается познавательная мотивация.

2.  Снижается уровень тревожности детей, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

3.  В группе выше эффективность усвоения и актуализации знаний.

4.  Улучшается психологический климат в группе.

 

         Хотя ведущую роль в групповой работе играют дети, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства педагога.

Самое сложное в групповой деятельности для педагога — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит серьезно задуматься на предварительном этапе.

В заключение статьи хочется подчеркнуть, что детские групповые работы — это деятельность, в которой много детей, а не взрослых, и у которой есть конкретный продукт, позволяющий дошкольникам увидеть и ощутить ценность собственных усилий и действий, знаний и творчества.

 

Развитие сенсорных навыков и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через развивающие игры

06.04.2023

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и свойствами других предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь - то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Благодаря развивающим играм осуществляется не только сенсорное развитие - у детей дошкольного возраста формируется наглядно - образное мышление. 

Развитие мелкой моторики руки непосредственно влияет на развитие двигательных (моторных) центров речи. Развивающие игры дают возможность в условиях пребывания в дошкольном учреждении не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки. И чем раньше ребёнок начинает работать на сенсорных развивающих тренажёрах, тем быстрее происходит психическое развитие ребёнка.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видов труда.

 Очень важно подобрать правильный игровой материал, который бы увлёк детей, заинтересовал их, пробуждал интерес и желание играть.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию сенсорики и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

 

Взаимосвязь мелкой моторики и речи

13.06.2023

      Речь имеет в жизни огромное значение. Развитие речи приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.

      Учеными доказано, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. В наше время наметился снижающийся уровень бытовой культуры: широкое распространение получили низкопробная литература, «бедная речь с экранов телевизоров», родители меньше говорят с детьми, ссылаясь на недостаток свободного времени. Ребенок в основном получает нужную ему информацию из теле- и радиопередач. Все это не способствует, а, конечно же, препятствует развитию правильной речи у детей. Речь ребенка, как известно не может формироваться изолировано, ее развитие идет в комплексе с общим развитием, физическим и психическим.

       Речь – это, прежде всего инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма.

      В наше время можно заметить существенную закономерность – «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. В то же время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.

       Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

       Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

      Развитие моторики ведет за собой развитие речи. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей раннего дошкольного возраста, улучшить качество речи, чёткость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

       Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности.

     Тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи.

Мелкую моторику рук развивают:

– Пальчиковая гимнастика

– Упражнения с массажным мячом

– Пальчиковый театр

– Игры с конструктором, мозаикой, пазлами

– Пластилинография

– Игры моталочки

– Игры со счетными палочками

– Ниткография

– Вырезальный тренажер

– Рисование пальчиками, ладонью

– Игры с предметами домашнего обихода:

*с макаронными изделиями, с крупой

*с прищепками

*с резинками, бусами, заколками,

– Упражнения с использованием бумаги, бумажных салфеток, ваты 

– Игры с песком и водой

При работе по развитию мелкой моторики необходимо следовать определенным правилам:

1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.

2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).

3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.

4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.

5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.

6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.

7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.

8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.

9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.

10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!Хочу такой сайт

      Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе.

Когда логопед направляет ребёнка к неврологу

15.09.2023

Многие родители бывают удивлены и даже напуганы, когда им предлагают показать ребѐнка неврологу. Согласна, что такие опасения вполне обоснованы. В этой статье мне хотелось бы рассказать, каким образом логопедия связана с неврологией и что может дать визит к неврологу. Всем известно, что логопедия связана с медициной, и о том, что механизм возникновения некоторых дефектов речи связан с нарушением и особенностями нервной системы. Поэтому участие детского невролога в процессе диагностики и коррекции речевых недостатков необходимо.  

Расстройства речи, при которых необходима консультация невролога:

• Дизартрия

• Алалия

• Афазия

Причины, по которым следует проконсультироваться у невролога:

1.    Чтобы не упустить драгоценное время

      Часто родители, затрачивая много сил, времени и средств, водят детей на различные развивающие занятия, а проблема не решается. Это означает, что ребѐнок нуждается в комплексной помощи, состоящей из логопедической коррекции и обязательного соблюдения рекомендаций детского невролога.

2.    Чтобы выяснить причины

      Иногда родители беспокоятся только по поводу проблем с речью у ребѐнка, а других тревожных признаков просто не замечают. Родители обращаются к логопеду, а опытный логопед замечает, что проблема лежит значительно глубже, и направляет ребѐнка на консультацию к врачу- неврологу. Это связано с тем, что только специалист невролог может провести необходимое обследование, позволяющее выявить причину тревожных симптомов. Как я уже говорила, речевые нарушения могут быть обусловлены органическими нарушениями нервной системы. Причины этого могут быть различные: токсикозы или инфекции во время беременности, асфиксии, травмы и другие.

3.    Для достижения результата

       Иногда занятия с логопедом долго не позволяют достичь желаемого результата. Такая ситуация складывается, когда нарушение речи носит органический характер. В подобных случаях необходимо участие невролога. При выявлении органической патологии доктор назначит лечение. Это не обязательно будет медикаментозное лечение, часто назначения доктора ограничиваются ЛФК, массажем или физиотерапевтическими процедурами. Такие назначения помогут сделать логопедическую коррекцию эффективней. Лучше будет, если вы выберете одного специалиста-невролога и будете консультироваться только у него, ведь только так можно объективно оценить ситуацию и проследить динамику. Помните, что некоторые нарушения речи не являются самостоятельными нарушениями, а являются признаками нарушения нервной системы. В таких ситуациях обратиться к неврологу необходимо. Опыт работы показывает, что вовремя начатая совместная работа невролога и логопеда даѐт положительные результаты.

 

АКТИВНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

       К играм с предметами большинство специалистов предлагают приступать, когда ребёнку исполнится 9 месяцев. Все предметы, используемые в играх, должны быть безопасными для ребёнка!

1. Сборные матрёшки. В настоящее время деревянная матрёшка перестала быть просто игрушкой, чаще всего она используется как сувенир. А ведь это прекрасное средство для развития ручных умений и мышления малыша, традиционная народная дидактическая игрушка.

2. Пирамидки. Выбирая пирамидку в магазине, отдайте предпочтение той, у которой кольца разного диаметра равномерно увеличиваются к основанию. Такая игрушка разовьёт не только пальчики вашего малыша, но и логическое мышление.

 3. Обведи по контуру. Для игры необходимо изготовить несколько карточек с изображением домика, цветка, чашки, машины, контуры которых обклеивают бархатной бумагой. Взрослый ведёт пальчик малыша по бархату и называет то, что изображено на карточке. Можно приклеить по контуру предметов горошины или бусины.

4. Лепим из пластилина.

5. Мозаика, конструктор. Величина деталей зависит от навыков вашего малыша. Сначала приобретите самый крупный конструктор и самую крупную мозаику. Из конструктора можно построить башню, кукольную мебель и т.д. Из мозаики научите выкладывать дорожки, цветочки, геометрические фигуры, а затем и более сложные узоры.

7. Бусы, шнуровки, прищепки. Сейчас продаются всевозможные готовые комплекты для игры, в которые входят и шнуровки и бусы.

 8. Узоры из счётных палочек. По образцу, сделанному взрослым, ребёнок выкладывает различные фигуры, от самого простого к сложному. 

«Актуальные вопросы подготовки детей с ОВЗ к успешному овладению грамоте»

13.11.2023

В последние годы в дошкольных и общеобразовательных учреждениях увеличилось количество детей с ОВЗ. Дети с ОВЗ испытывают значительные трудности при усвоении программного материала  по основным учебным предметам (чтение, письмо). Задача учителя-логопеда состоит в том, чтобы совместно с педагогами ДОУ и родителями обеспечить каждому ребенку  нарушениями речи, тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе.

«Актуальные вопросы подготовки детей с ОВЗ к успешному овладению грамоте».pptx (скачать)

Развитие речевого дыхания

27.11.2023

      Важное значение в процессе  формирования у детей чёткого, правильного произношения  имеет дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания  нормальной  громкости  речи,  четкого соблюдения  пауз, сохранения  плавности  речи  и интонационной  выразительности.

       Речевое дыхание дошкольника с речевыми нарушениями отличается от речевого дыхания сверстника с нормальной речью. Оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом  легких.

       Одной из задач  логопедической  работы   является  применение различных приемов  дыхательной  гимнастики,  направленной на увеличение  длительности и силы неречевого выдоха, а затем и выдоха в процессе фонации звуков, произнесении слогов и слов.

       Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить  вдох  и экономно, плавно расходовать воздух  на выдохе.

 При  выполнении дыхательной  гимнастики необходимо соблюдать:

  • регламент в пределах 3–5минут, чтобы  не вызвать у детей головокружения  и  негативных реакций;
  • не допускать общего мышечного напряжения,  поднятия  плеч при вдохе и вытягивания  шеи вперед,
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки;
  • одежда ребенка не должна стеснять его движения;
  • помещение должно быть хорошо проветренным;
  • осанка ребенка должна быть правильной  при выполнении дыхательной гимнастики  как сидя, так и стоя
  • воздух набирать через нос;
  • выдох  должен быть длительным  и плавным.
  • дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после  плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы  между занятиями  и последним  приемом  пищи прошел  хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся  натощак.

                  Статическая дыхательная гимнастика.

Для  воспитания  неречевого дыхания учат быстрому  вдоху и плавному, равномерному выдоху (без фонации). Выдох должен дифференцироваться  по силе.  Можно проводить  следующие статические дыхательные упражнения:

  • сдуть с руки снежинку (из папиросной бумаги);
  • сдуть ватку;
  • подуть на султанчики
  • погреть ладошки;
  • подуть на бумажную бабочку, подвешенную на нитке или сидящую на цветке;
  • задуть в ворота  легкие ватные шарики (мячи);
  • сделать бурю в стакане (подуть через трубочку в воду так, чтобы вода забурлила);

·         подуть на граненый карандаш и сдвинуть его на поверхности стола;

  • подуть в дудочку, свирель, в трубу;
  • извлечь звук из губной гармошки на вдохе и выдохе;
  • подуть в детскую игрушку «язычок»
  • подуть на подбородок. Нижняя губа заводится под верхние резцы. Подуть на подбородок холодным воздухом длительно;
  • сильно подуть в пузырек, горлышко которого касается нижней губы. Получается свист.

Для дифференциации  носового  и  ротового  дыхания   предлагаются такие упражнения:           вдох носом – выдох через рот;

  • вдох одной ноздрей – выдох другой;
  • вдох – выдох через нос;
  • вдох носом – выдох через нос;
  • вдох ртом – выдох через рот;
  • вдох через одну ноздрю – выдох через другую;
  • вдох через одну ноздрю – выдох через обе ноздри;
  • вдох через одну ноздрю – выдох через рот в положении трубочка;
  • вдох через нос – выдох через рот в положении трубочка толчками порционно.

Логическое мышление

26.01.2024

       Хорошо развитое логическое мышление — это способность проанализировать любую задачу и сделать правильные выводы, без этого навыка ребенку будет просто не обойтись не только на уроках математики и физики, но и в повседневной жизни.

       Уделять внимание развитию логического мышления у детей нужно уже в дошкольном возрасте.

       В развитии детской логики помогут увлекательные игры и упражнения, разработанные специально для дошкольников.

       Логическое мышление у детей не развивается за несколько недель и даже месяцев. Этот процесс захватывает весь период взросления, но уже в дошкольном возрасте необходимо активно тренировать способности ребенка к логике.

       Ребенку для развития логического мышления нужно не только выполнять соответствующие задания, но и расширять кругозор, получая ежедневно новые интересные знания.

 

Развивающая игра «Умные звоночки»

10.04.2024

Эта игра отлично подойдет для развития вашего ребёнка. С её помощью ваш непоседа сможет потренировать:

·       Навыки счёта

·       Мышление

·       Внимание

·       Цветовосприятие (сенсорные навыки)

Занятия с «умными звоночками» - это не только познавательно, но и очень увлекательно для всей семьи.

31.01.2020

2bb3c442-7959-4991-b05d-43d5b281e509.jpg

Фонематическое восприятие – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Родители часто жалуются – у моего ребёнка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух. Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой лёгкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения. Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первым шагом следует проверить физический слух ребёнка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к различным упражнениям для развития фонематического слуха.

Просмотров всего: , сегодня:

21.05.2019

Просмотров всего: , сегодня:

21.05.2019

Просмотров всего: , сегодня:

21.05.2019

Просмотров всего: , сегодня:

21.05.2019

Просмотров всего: , сегодня:

21.05.2019

Просмотров всего: , сегодня:

01.01.2017

Просмотров всего: , сегодня:

01.01.2017

Просмотров всего: , сегодня:

01.01.2017

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».