Игры для развития фонематического слуха
31.01.2020
1.Узнавание
неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков
является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Игра: «Шумящие
мешочки» Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы,
скрепки, деревянные брусочки, бусинки. Ребёнок должен угадать по звуку
потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Игра: «Волшебная палочка» Взяв карандаш или палку
любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка
заставит звучать вазу, стол, стену, миску. Ребёнок должен угадать, какой
предмет звучит.
Игра: «Похлопаем» Ребёнок повторяет
ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза,
два хлопка. В усложнённом варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
2.
Различение звуков речи по тембру, силе, высоте.
Игра: «Три медведя» Ребёнок отгадывает, за
кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребёнок сам
говорит за трёх медведей, изменяя высоту голоса.
3.Различение
сходных по звучанию слов.
Игра: «Верно – неверно» Взрослый показывает
ребёнку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота,
морота, ворота, порота, хорота). Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши, когда он
услышит правильный вариант произношения.
4.
Различение слогов.
Игра: «Похлопаем» Взрослый объясняет
ребёнку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно
разделяя слоги. Совместно с ребёнком произносит слова (па – па, ло – па –
та, ба – ле – ри – на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребёнку
самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
Игра: «Что лишнее»? Взрослый произносит ряды
слогов «па – па – па – ба – па, фа – фа – фа – ва – фа». Ребёнок должен
хлопнуть, когда услышит лишний, (другой) слог.
5.
Различение звуков. Объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков. Поиграть в
звуки. Комарик звенит - з – з – з, вода шумит – с – с – с, кузнечик
стрекочет – ц – ц – ц, ветер шумит – ш – ш – ш, поезд едет – ч – ч – ч, жук
жужжит – ж – ж – ж, собака рычит – р – р – р. Взрослый произносит звук, а
ребёнок отгадывает кто, (что) его издаёт.
Игры и упражнения, способствующие развитию речи
Ребёнок постоянно изучает окружающий мир.
Основной метод накопления информации – прикосновения. Ему необходимо всё
трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус. Если взрослые поддерживают
это стремление, предлагая малышу различные игрушки, предметы для исследования,
он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребёнка и его
сенсорный опыт взаимосвязаны. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо
говорил, развивайте его ручки.
Для малышей после 1 года очень полезны
специальные пальчиковые краски, (ребёнок опускает в краску руку или пальчик и
рисует на большом листе бумаги), пластилин – его можно пока просто мять или
разрывать на кусочки.
Чем старше ребёнок, тем большую нагрузку
можно давать его пальчикам. После 2 – х лет предложите ребёнку игры с
пуговицами. Их можно пришить на кусок ткани, получится коврик – тренажёр для
ножек, по которому можно ходить, или сделать забавные застёжки.
Освоение ножниц – тоже большая нагрузка
для пальчиков. Уже с 3 – х лет можно предложить ребёнку что – нибудь резать
(бумагу резать проще, ткань, нитки сложнее).
После 3 – х лет обязательно приобретите
ребёнку мозаику (сначала самую крупную), пазлы для малышей, интересно так же
нанизывание бус и, конечно, рисование (карандашами, красками с кисточкой).
Предлагаю игры, направленные на развитие речи и фонематического
слуха
«Узнай
по звуку» Игра на развитие внимания и звукового восприятия, материалом
являются различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные
звуки: барабан, колокольчик, ложка, бумага. Ребёнок садится спиной к взрослому,
который производит шумы разными предметами. Ребёнок должен догадаться, что за
предмет и назвать его, не поворачиваясь. Шумы могут быть самые разные. Можно
бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет,
перелистывать книгу. Можно за каждый правильный ответ давать ребёнку звёздочку
или фишку.
Упражнение на развитие речевого дыхания. Чтобы научиться выговаривать такие
звуки как: «с», «з», «ш», «ж», «р» ребёнок должен уметь делать достаточно
сильный вдох.
«Одуванчик» На прогулке найдите
одуванчик. Взрослый предлагает подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки.
Обычно ребёнок справляется за 3 – 4 раза.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.01.2020
Дата обновления: 31.01.2020
Дата публикации: 31.01.2020