Игры для развития фонематического слуха

31.01.2020

1.Узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

 

Игра: «Шумящие мешочки» Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки, деревянные брусочки, бусинки. Ребёнок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра: «Волшебная палочка» Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску. Ребёнок должен угадать, какой предмет звучит.

Игра: «Похлопаем» Ребёнок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

 

2. Различение звуков речи по тембру, силе, высоте. 

 

Игра: «Три медведя» Ребёнок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребёнок сам говорит за трёх медведей, изменяя высоту голоса.

 

3.Различение сходных по звучанию слов. 

 

Игра: «Верно – неверно» Взрослый показывает ребёнку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

4. Различение слогов. 

 

Игра: «Похлопаем» Взрослый объясняет ребёнку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги.  Совместно с ребёнком произносит слова (па – па, ло – па – та, ба – ле – ри – на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребёнку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра: «Что лишнее»? Взрослый произносит ряды слогов «па – па – па – ба – па, фа – фа – фа – ва – фа». Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний, (другой) слог.  

 

5. Различение звуков. Объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик звенит -  з – з – з, вода шумит – с – с – с, кузнечик стрекочет – ц – ц – ц, ветер шумит – ш – ш – ш, поезд едет – ч – ч – ч, жук жужжит – ж – ж – ж, собака рычит – р – р – р. Взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает кто, (что) его издаёт.  

 

Игры и упражнения, способствующие развитию речиХочу такой сайт

 

     Ребёнок постоянно изучает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ему необходимо всё трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус. Если взрослые поддерживают это стремление, предлагая малышу различные игрушки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки.

     Для малышей после 1 года очень полезны специальные пальчиковые краски, (ребёнок опускает в краску руку или пальчик и рисует на большом листе бумаги), пластилин – его можно пока просто мять или разрывать на кусочки.

     Чем старше ребёнок, тем большую нагрузку можно давать его пальчикам. После 2 – х лет предложите ребёнку игры с пуговицами. Их можно пришить на кусок ткани, получится коврик – тренажёр для ножек, по которому можно ходить, или сделать забавные застёжки.

     Освоение ножниц – тоже большая нагрузка для пальчиков. Уже с 3 – х лет можно предложить ребёнку что – нибудь резать (бумагу резать проще, ткань, нитки сложнее).

     После 3 – х лет обязательно приобретите ребёнку мозаику (сначала самую крупную), пазлы для малышей, интересно так же нанизывание бус и, конечно, рисование (карандашами, красками с кисточкой).

Предлагаю игры, направленные на развитие речи и фонематического слуха

 

«Узнай по звуку» Игра на развитие внимания и звукового восприятия, материалом являются различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: барабан, колокольчик, ложка, бумага. Ребёнок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребёнок должен догадаться, что за предмет и назвать его, не поворачиваясь. Шумы могут быть самые разные. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу. Можно за каждый правильный ответ давать ребёнку звёздочку или фишку.

Упражнение на развитие речевого дыхания. Чтобы научиться выговаривать такие звуки как: «с», «з», «ш», «ж», «р» ребёнок должен уметь делать достаточно сильный вдох.

«Одуванчик» На прогулке найдите одуванчик. Взрослый предлагает подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки. Обычно ребёнок справляется за 3 – 4 раза.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 31.01.2020

Дата обновления: 31.01.2020

Дата публикации: 31.01.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».