Педагогический мониторинг

Инструмент (система) мониторинга разработана и используется внутри МКДОУ "Детский сад № 22 "Рябинушка" и не носит контрольной функции. Детский сад добровольно используют систему с целью повышения эффективности процедуры самообследования и ВСОКО в рамках условий, определенных ФГОС ДО.

Особенности проведения мониторинга:

1. В содержание мониторинга включены все условия, которые есть во ФГОС ДО:

• психолого-педагогические;

• кадровые;

• материально-технические;

• финансовые;

• развивающая предметно-пространственная среда.

2. Основной инструмент мониторинга – длительное наблюдение с фиксацией показателей.

Длительное наблюдение позволяет получить наиболее объективную информацию о процессах, протекающих в ДОО. Данный инструмент предполагает словесное описание показателей (того или иного условия) с последующим автоматическим переводом в баллы.

3. Продолжительность мониторинга – в течение всего учебного года с промежуточным анализом на середину и конец учебного года.

Здесь нет регламентированных точек, когда нужно проводить анализ, ДОО принимает данное решение самостоятельно исходя из своих потребностей и регламентов работы. Но получить наиболее полную, объективную информацию, а также увидеть динамику развития процессов, протекающих в ДОО, можно проводя анализ не менее чем два раза в учебном году.

 
содержание мониторинга (1).pdf (скачать) (посмотреть)
Показатели мониторинга.pdf (скачать) (посмотреть)

Педагогическая диагностика

19.01.2021

ФГОС ДО предполагает оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики. Она заключается в анализе освоения дошкольниками содержания образовательных областей. Результаты мониторинга индивидуального развития используются для построения дальнейшей образовательной траектории. Рассмотрим, как проводится мониторинг, фиксируются результаты оценки, по каким показателям отслеживается динамика развития ребенка, пополняется портфолио его достижений, особенностей и способностей. 

Целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей (п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155). Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга) (пункт 3.2.3 Стандарта,).

Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования, в частности в программах:

• «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).

Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области).

Таким образом, оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.

Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Подводить некие «реперные точки» предлагается в середине (декабрь) и конце учебного года (май).

Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:

• не сформирован;

• находится в стадии становления;

• сформирован.

В качестве показателей оценки развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.

В качестве примера в приложении представлены некоторые показатели развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам.

Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Родители (законные представители) воспитанников имеют право:

• знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

• получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся;

• давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях;

• отказаться от их проведения или участия в них;Хочу такой сайт

• получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся

(Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Данные мониторинга должны отражать динамику становления показателей, которые развиваются у дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.

Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап. Поэтому данные мониторинга – особенности динамики становления показателей развития личности ребенка в дошкольном образовании – окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период его адаптации к новым условиям развития при поступлении в школу.

На наш взгляд, в случае отсутствия такого мониторинга, направленного на индивидуализацию образования, не будет отслеживаться динамика развития каждого воспитанника от 3 до 7 лет, не будет формироваться и пополняться портфолио детей с учетом их достижений, особенностей и способностей, что может привести к потере преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Показатели развития личности ребёнка в ОО.pdf (скачать) (посмотреть)

Педагогическая диагностика готовности ребёнка к школе

19.01.2021

Чтобы определить, насколько ребенок готов к школе, необходимо провести педагогическую диагностику, которая выявит предпосылки его дальнейшего успешного обучения:

• уровень развития внимания и памяти, зрительно-пространственного восприятия, графических навыков, логики, словарного запаса, связной речи;

• сформированность представлений об окружающем мире, математических представлений, основ грамоты и т. д.

При этом диагностику следует проводить с соблюдением определенных условий.

Подготовка ребенка к школе — длительный и комплексный процесс, подразумевающий развитие у него способностей, необходимых для успешного освоения школьных навыков (чтения, письма, счета).

Готовность к обучению в школе понимается специалистами как комплекс определенных качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для успешного включения ребенка в школьную жизнь. Выделяют несколько видов готовности к школе.

Познавательная готовность предполагает наличие у ребенка определенного комплекса знаний и умений, который понадобится ему для успешного обучения в школе. Поэтому, задаваясь вопросом «Готов ли ребенок к школе?», родителям и педагогам важно знать, соответствуют ли знания и умения дошкольника его возрасту.

Специалисты выделяют следующие предпосылки успешного обучения ребенка в школе:

• внимание и память, зрительно-пространственное восприятие, различение звуков, графические навыки, логика, т. е. базовые способности и умения, которые формируются в ходе развития ребенка от самого рождения и развитие которых влияет на все его последующее обучение;

• словарный запас, связная речь, представления об окружающем мире, математические представления, основы грамоты, т. е. это преимущественно знания и умения дошкольника — то, чему его научили.

С целью выявления проблем познавательной готовности ребенка к школе, оценки их серьезности, а также планирования программы дополнительных занятий с воспитанником проводится педагогическая диагностика.

Для успешного проведения диагностики необходимо соблюдение ряда правил. В первую очередь важно установить контакт с ребенком и его родителями (законными представителями), создать спокойную доброжелательную атмосферу, заинтересованное отношение.

Проведение полной диагностики требует значительного времени. В зависимости от утомляемости дошкольника, его способности к концентрации можно провести диагностику в течение нескольких встреч продолжительностью по 25–30 минут.

Важно не торопить ребенка при выполнении заданий, отслеживать его утомляемость, ориентироваться на его предпочтения (например, в выборе сюжетных картинок), предлагать задания, связанные с разными видами деятельности. Все это поможет дошкольнику проявить себя наиболее полно.

От того, как педагог предлагает задание и общается с воспитанником, во многом зависит успешность ребенка и точность диагностики.

Перед проведением диагностики необходимо убедиться в том, что:

• ребенок не утомлен, у него хорошее настроение;

• в помещении относительно тихо, нет рядом игрушек, которые могут отвлечь дошкольника;

• другие воспитанники не будут отвлекать ребенка или подсказывать ему.

В ходе диагностики педагог предлагает ребенку ответить на вопросы, сделать разные задания, которые готовит для него заранее. Не стоит ограничивать выбор тестовых материалов. Если воспитанник не очень заинтересовался заданием или картинкой, педагог может предложить выполнить то же задание на более подходящем для него материале. То, что ему интересно, получается лучше. В этом случае ощущение успеха придаст ребенку уверенности в своих силах, позволит преодолеть трудности и показать лучший результат.

Не стоит акцентировать внимание на оценке знаний, тестировании, не нужно сообщать ребенку, что сейчас его проверят, готов ли он к школе.

Когда воспитанник выполняет задания, педагог наблюдает за ним, отмечает для себя, в чем ребенок успешен, а чему еще нужно учиться, пытается понять, в чем причина затруднений, что вызывает у него интерес, а что скуку.

Педагог может поинтересоваться мнением воспитанника о предлагаемых заданиях, узнать, какие задания ему легко выполнить, а какие трудно, и почему. Внимание к дошкольнику и доброжелательное отношение — важные условия успешности проведения диагностики.

В приложении приведены примерные задания для оценки познавательной готовности ребенка к школе. Важно отметить, что большинство из перечисленных в приложении заданий проводится на наглядном материале и их сложность зависит от качества иллюстративного материала.

Если воспитанник показывает разные результаты по разным разделам, то необходимо обратить внимание именно на те разделы, выполнение заданий по которым вызвало у него наибольшие трудности.

В заключение следует отметить, что кроме познавательной готовности к школе важно оценивать степень физиологической зрелости ребенка, а также уровень его личностной, мотивационной готовности к школьному обучению.

Одновременный учет всех этих факторов поможет составить более объективную картину уровня готовности ребенка к школе.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».