Значение развития мелкой моторики для ребёнка
11.02.2022
Известно, что между
речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная
связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга.
Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует
формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности
речи, нормализует темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое
напряжение.
Учеными доказано, что в последние 10 лет
уровень речевого развития детей заметно снизился. Кроме того у большинства
современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей
городских. Родители меньше говорят с детьми, ссылаясь на недостаток свободного
времени. Ребенок в основном получает нужную ему информацию из теле- и радиопередач.
Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи
устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и
обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками
вместо картинок для вырезания и т.д.). Вспомните, сейчас даже в детские сады
просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд
учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и
детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье,
вязать, вышивать.
Следствие слабого
развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства
современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Дети с плохо
развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать
пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали
конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и
аппликации, не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности.
К сожалению, о проблемах с
координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только
перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме
усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных
пальцах карандаш.
Ученые, которые изучают деятельность
детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции
руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что
уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова).
Тренировка тонких движений пальцев
рук не только окажет стимулирующее влияние на общее развитие ребенка, но будет
также способствовать преодолению и профилактике нарушений речи у детей. Даже
если речь ребенка развивается без особенностей, необходимо заботиться о
совершенствовании у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи
малыша отстает, на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание.
Для развития мелкой
моторики полезны такие упражнения:
- перебирая пальцами, крутить бруски или карандаш;
-
застегивать и расстегивать пуговицы разного размера;
-
плести косички из жестких ниток;
-
рисовать и штриховать карандашами;
-
играть в пальчиковые игры и др.
Такие игры не только развивают мелкую
моторику пальцев, но и память, сосредоточенность и воображение, а также поможет
запоминать какие-то важные факты (времена года, названия животных и растений и
т. д.)
Совместная
деятельность с родителями по развитию мелкой моторики малышей положительно
влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления,
внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к
продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем
школьного обучения.