Подвижные игры, как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста
12.02.2024
Данная
тема, на мой взгляд актуальна, так как мы живем в веке информации и новых
технологий. Современные дети все больше времени проводят дома за компьютером,
не испытывая желания заниматься подвижными играми и совершать прогулки на
свежем воздухе. А ведь регулярная и умеренная физическая активность крайне
важна для любого организма.
Не зря
говорят «движение – это жизнь». Ведь именно с помощью регулярной физической
активности, малыш сможет повысить свой иммунитет, укрепить здоровье и стать
выносливым и ловким. Роль подвижной игры в физическом развитии ребенка
неоценима. Подвижные игры научат малыша владеть своим телом, улучшат моторику и
помогут в освоении новых возможностей своего тела.
Одной из
главных задач ФГОС ДО является «охрана и укрепление физического и
психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». А
одно из составляющих здоровья – это двигательная активность, регулярные
физические нагрузки. Объем физической активности детей дошкольного
возраста по данным последних исследований, составляет 25-30% от
рекомендуемого. В детском саду образовательный процесс, не связанный с
усвоением образовательной области «Физическое развитие», чаще организован так,
что подача новых знаний происходит на фоне незначительной двигательной активности.
Ребенок —
существо, растущее и развивающееся. Одним из условий его полноценного роста и
развития являются движения Запас двигательной энергии
ребенка, особенно ребенка младшего возраста, настолько велик, что он
самостоятельно реализует потребность в движении естественным путем – в игре, и
это хорошо было известно с древних времен. Многие из народов, прославившихся
совершенством своего физического и духовного развития, совсем не занимались
систематической гимнастикой, а, наоборот, на первом плане у них были игры.
Потребность в двигательной активности является врожденной. Для детей бегать,
прыгать, скакать, лазать – так же естественно и необходимо, как дышать, поэтому
опираясь на это направление, я повышаю двигательную активность детей
средствами подвижных игр.
Ценность их в том, что они
основываются на различных видах жизненно необходимых движений выполняемых в
разных, меняющихся условиях. Большое количество движений сопровождается
химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен
веществ в организме, что способствует развитию мышц, костей, соединительных
тканей, повышает подвижность суставов, особенно, позвоночника.
Целесообразно подобранные, с
учётом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений
организма и степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно
игры на воздухе, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребёнка,
закаливанию и тем самым профилактике заболеваний. Увлечённые игрой, дети могут
выполнять многократно одни и те же движения, не замечая усталости, а это
развивает выносливость. Таким образом, активная двигательная деятельность
игрового характера вызывает положительные эмоции, усиливает все физиологические
процессы в организме, улучшает работу всех органов и систем.
В своей работе я использую разнообразные
подвижные игры:
1. Элементарные игры:
а) сюжетного характера
Игры этого вида строю на основе
опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни,
профессиях (летчик, пожарный, шофер и т.п.), средствах транспорта (автомобиль,
поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.
Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. Движения носят
имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в
соответствии с правилами игры.
б) бессюжетные
Бессюжетные игры очень близки
к сюжетным — в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные
компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок),
взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же, как и
сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и
прятаньем и т.п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.
Бессюжетные игры требуют от детей
большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в
пространстве. Поэтому такие игры постепенно усложняю, провожу их с более
сложными заданиями.
в) игры-забавы (физкультурные
праздники, досуги). Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных
условиях и часто включают элемент соревнований (с бегом, с прыжками, с ходьбой,
с лазаньем)
г) игры -аттракционы со
специально создающимися условиями (прыжки в мешках, пронести воздушный шарик в
ложке, приклей нос Буратино);
Так как подвижные игры
отличаются по интенсивности физической нагрузки, то я их провожу
с высокой, средней и малой степенью подвижности.
Игры малой подвижности
В играх малой подвижности
движения у детей не большие по амплитуде, в спокойном и умеренном
темпе (спокойная ходьба, ходьба с заданиями, движения руками, движения по
кругу, повороты туловища и т.п) «Золотые ворота», «Ниточка-иголочка»,
Третий лишний. Дети при помощи таких игр снимают интенсивную физическую
нагрузку, статическую утомленность, тревогу, напряженность.
Игры средней подвижности
Двигательная нагрузка в таких играх
достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний,
подпрыгиваний, действий с предметами, имитации движений животных,
общеразвивающих упражнений, частой и быстрой смене движений, наличии нескольких
ролей, попеременному их выполнению , Мышеловка», «Кошки-мышки», «Вышибалы».
Игры большой подвижности
Двигательную нагрузку в таких
играх дети достигают за счет интенсивного бега, подпрыгиваний, быстрой
смене движений. Это такие игры, как «Пятнашки», «Выше ноги от земли», «Ловишки
с ленточкой» «Волк во рву».
Большое значение имеет
целесообразная организация детей в игре. Поэтому в подборе игр
учитываю состав и общее состояние группы детей, время года,
погоду, имеющееся оборудование. Стараюсь содержание игр подобрать так,
чтобы оно соответствовало уровню развития и подготовленности
играющих, было доступным и интересным.
Так, например в младшем возрасте организую
игры с более легкими правилами, где обязательно присутствует художественный
текст и сюжет, использую разнообразное яркое оборудование, беру на себя роль
ведущего.
В среднем возрасте усложняю условия
игры (вношу новые атрибуты, правила), распределяю роли среди детей, поручаю
роль ведущего ребенку, использую образные рассказы.
В старшем возрасте использую более сложные движения, обращаю внимание на их
качество. Ставлю задачи для самостоятельного решения, использую игры с
элементами соревнования, спортивные игры. На примере одной игры,
предлагаю детям придумать варианты усложнения правил.
Проводится работа с родителями,
следующего характера: мастер- классы на родительский собраниях, круглые столы,
консультации, совместные досуги. Также родители принимают активное участие при
организации мероприятий (таких, как поход), где с большим удовольствием вместе
с детьми играют в игры. Таким образом, показывая наглядный пример для
подрастающего поколения.
И участие педагогов не остается в
стороне. Педагоги предоставляют помощь в организации подвижных игр
(изготовление атрибутов для игр), проводятся мастер-классы.
Подвижные игры способствуют формированию здорового
образа жизни. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук,
воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений,
воспитывают навыки общения. Так при организации игр, добавляю здоровсберегающие
технологии. Например, в проведение игры «Ловишки», в летнее время дети играют,
бегая босиком по песку. А в такой игре как «Пятнашки» вношу новый атрибут –
водяной пистолет, с помощью которого, водящие и пытаются «выстрелить», то есть
запятнать игроков.
Подвижные игры – школа движений. Поэтому по
мере накопления детьми двигательного опыта, я их усложняю:
-увеличиваю дозировку
(повторность и общая продолжительность игры);
-усложняю двигательное
содержание (воробышки из домика не выбегают, а выпрыгивают);
-изменяю размещение играющих
на площадке («ловишка» не сбоку
площадки, а в середине);
- меняю сигнал (вместо словесного
звуковой или зрительный);
-провожу игру в нестандартных
условиях (в лесу во время походов, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив
ствол дерева руками и ногами);
-усложняю правила (в старшей
группе пойманных можно выручать; увеличивать число «ловишек») и т.д.
Руководствуясь тем, что при
организации даже уже знакомой детям подвижной игры, необходимо преподносить
ее с большим эмоциональным откликом. Я вношу элемент новизны: новый
атрибут, изменения правил, новая считалочка и т.д. Это позволяет вызывать
у ребенка бодрую готовность и радостный отклик. Дети хотят самостоятельно
организовать подвижные игры. Они входят в образ, берут на себя
определенные роли и поэтому более точно выполняют движения, становятся более
активными.
На протяжении полугода использования
подвижных игр стало заметно проявляться следующее:
·
дети стали
более активными;
·
замкнутые
(скромные) дети, стали раскрытыми;
·
развитие
двигательных навыков в достаточном уровне;
·
физические
показатели детей значительно повысились;
·
появился
интерес у детей к подвижным играм.
·
улучшилась память,
так как они учат и повторяют слова игры;
·
внимание
стало более устойчивым;
·
реакция и т.д.
Таким образом, подвижные игры
являются, хорошим приемом в повышения двигательной активности с целью
оптимального развития детей дошкольного возраста.
И сейчас уважаемые коллеги, я бы хотела
привлечь вас в участие в русской народной игре (объясняю правила, раздаю
атрибуты, проведение игры.
Русская народная игра «Золотые ворота».
Вначале игры с помощью считалки выбирают двух
водящих. Они будут «Солнцем» и «Луной». Эти игроки становятся лицом друг к
другу, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «Ворота». Остальные
играющие берутся за руки и вереницей идут через ворота.
Водящие («Солнце» и «Луна») речитативом повторяют
скороговорку:
Золотые ворота,
Пропускают не всегда,
Первый раз прощается,
Второй раз - запрещается,
А на третий раз,
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются на последнем слове и ловят
того, кто в этот момент проходил через них. Дети, зная, что «ворота»
закрываются в конце стихотворения, спешат быстрее проскочить в них.
Водящие тоже могут ускорять темп произнесения: так вся игра становится более
динамичной и неожиданной.
Пойманный игрок становится сзади «Луны» или
«Солнца», и игра продолжается вновь до тех пор, пока все игроки не будут
распределены на две команды.
Считалка
Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет,
Тот и водить пойдет!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.02.2024
Дата обновления: 12.02.2024
Дата публикации: 12.02.2024