Подвижные игры, как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста

12.02.2024

Данная тема, на мой взгляд актуальна, так как мы живем в веке информации и новых технологий. Современные дети все больше времени проводят дома за компьютером, не испытывая желания заниматься подвижными играми и совершать прогулки на свежем воздухе. А ведь регулярная и умеренная физическая активность крайне важна для любого организма.

Не зря говорят «движение – это жизнь». Ведь именно с помощью регулярной физической активности, малыш сможет повысить свой иммунитет, укрепить здоровье и стать выносливым и ловким. Роль подвижной игры в физическом развитии ребенка неоценима. Подвижные игры научат малыша владеть своим телом, улучшат моторику и помогут в освоении новых возможностей своего тела.

Одной из главных задач ФГОС ДО является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». А одно из составляющих здоровья – это двигательная активность, регулярные физические нагрузки. Объем физической активности детей дошкольного возраста по данным последних исследований, составляет 25-30% от рекомендуемого. В детском саду образовательный процесс, не связанный с усвоением образовательной области «Физическое развитие», чаще организован так, что подача новых знаний происходит на фоне незначительной двигательной активности.

Ребенок — существо, растущее и развивающееся. Одним из условий его полноценного роста и развития являются движения    Запас двигательной энергии ребенка, особенно ребенка младшего возраста, настолько велик, что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным путем – в игре, и это хорошо было известно с древних времен. Многие из народов, прославившихся совершенством своего физического и духовного развития, совсем не занимались систематической гимнастикой, а, наоборот, на первом плане у них были игры. Потребность в двигательной активности является врожденной. Для детей бегать, прыгать, скакать, лазать – так же естественно и необходимо, как дышать, поэтому опираясь на это направление, я повышаю двигательную активность детей средствами подвижных игр.

Ценность их в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений выполняемых в разных, меняющихся условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно, позвоночника.

 Целесообразно подобранные, с учётом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на воздухе, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребёнка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний. Увлечённые игрой, дети могут выполнять многократно одни и те же движения, не замечая усталости, а это развивает выносливость. Таким образом, активная двигательная деятельность игрового характера вызывает положительные эмоции, усиливает все физиологические процессы в организме, улучшает работу всех органов и систем.

 В своей работе я использую разнообразные подвижные игры:

1.     Элементарные игры:

а) сюжетного характера

Игры этого вида строю на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т.п.), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. Движения носят имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры.

б) бессюжетные

 Бессюжетные игры очень близки к сюжетным — в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же, как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятаньем и т.п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.

Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Поэтому такие игры постепенно усложняю, провожу их с более сложными заданиями.

в) игры-забавы (физкультурные праздники, досуги). Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнований (с бегом, с прыжками, с ходьбой, с лазаньем)

г) игры -аттракционы со специально создающимися условиями (прыжки в мешках, пронести воздушный шарик в ложке, приклей нос Буратино);

 

Так как подвижные игры отличаются по интенсивности физической нагрузки, то я их провожу   с высокой, средней и малой степенью подвижности.

 

Игры малой подвижности

В играх малой подвижности   движения у детей  не большие по амплитуде, в спокойном и умеренном темпе (спокойная ходьба, ходьба с заданиями, движения руками, движения по кругу, повороты туловища и т.п)  «Золотые ворота», «Ниточка-иголочка», Третий лишний. Дети при помощи таких игр снимают интенсивную физическую нагрузку, статическую утомленность, тревогу, напряженность.

 Игры средней подвижности

Двигательная нагрузка в таких играх достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний, подпрыгиваний, действий с предметами, имитации движений животных, общеразвивающих упражнений, частой и быстрой смене движений, наличии нескольких ролей, попеременному их выполнению , Мышеловка», «Кошки-мышки», «Вышибалы».

 Игры большой подвижности

Двигательную нагрузку в таких играх дети достигают за счет интенсивного бега, подпрыгиваний, быстрой смене движений. Это такие игры, как «Пятнашки», «Выше ноги от земли», «Ловишки с ленточкой» «Волк во рву».

Большое значение имеет целесообразная организация детей в игре. Поэтому в подборе игр учитываю   состав и общее состояние группы детей, время года, погоду, имеющееся оборудование. Стараюсь содержание игр подобрать так, чтобы оно соответствовало уровню развития и подготовленности играющих, было доступным и интересным.

  Так, например в младшем возрасте организую игры с более легкими правилами, где обязательно присутствует художественный текст и сюжет, использую разнообразное яркое оборудование, беру на себя роль ведущего.

В среднем возрасте усложняю условия игры (вношу новые атрибуты, правила), распределяю роли среди детей, поручаю роль ведущего ребенку, использую образные рассказы.

В старшем возрасте использую более сложные движения, обращаю внимание на их качество. Ставлю задачи для самостоятельного решения, использую игры с элементами соревнования, спортивные игры. На примере одной игры, предлагаю детям придумать варианты усложнения правил.

Проводится работа с родителями, следующего характера: мастер- классы на родительский собраниях, круглые столы, консультации, совместные досуги. Также родители принимают активное участие при организации мероприятий (таких, как поход), где с большим удовольствием вместе с детьми играют в игры. Таким образом, показывая наглядный пример для подрастающего поколения.

И участие педагогов не остается в стороне. Педагоги предоставляют помощь в организации подвижных игр (изготовление атрибутов для игр), проводятся мастер-классы.

Подвижные игры способствуют формированию здорового образа жизни. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения. Так при организации игр, добавляю здоровсберегающие технологии. Например, в проведение игры «Ловишки», в летнее время дети играют, бегая босиком по песку. А в такой игре как «Пятнашки» вношу новый атрибут – водяной пистолет, с помощью которого, водящие и пытаются «выстрелить», то есть запятнать игроков.Хочу такой сайт

 Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта, я их усложняю:

 -увеличиваю дозировку (повторность и общая продолжительность игры);

 -усложняю двигательное содержание (воробышки из домика не выбегают, а выпрыгивают);

 -изменяю размещение играющих на площадке («ловишка» не сбоку

площадки, а в середине);

- меняю сигнал (вместо словесного звуковой или зрительный);

-провожу игру в нестандартных условиях (в лесу во время походов, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);

 -усложняю правила (в старшей группе пойманных можно выручать; увеличивать число «ловишек») и т.д.

Руководствуясь тем, что при организации даже уже знакомой детям подвижной игры, необходимо преподносить ее с большим эмоциональным откликом. Я вношу элемент новизны: новый атрибут, изменения правил, новая считалочка и т.д. Это позволяет вызывать у ребенка бодрую готовность и радостный отклик. Дети хотят самостоятельно организовать подвижные игры.  Они входят в образ, берут на себя определенные роли и поэтому более точно выполняют движения, становятся более активными.

На протяжении полугода использования подвижных игр стало заметно проявляться следующее:

·        дети стали более активными;

·        замкнутые (скромные) дети, стали раскрытыми;

·        развитие двигательных навыков в достаточном уровне;

·        физические показатели детей значительно повысились;

·        появился интерес у детей к подвижным играм.

·        улучшилась память, так  как они учат и повторяют слова игры;

·        внимание стало более устойчивым;

·        реакция и т.д.

 

Таким образом, подвижные игры являются, хорошим приемом в повышения двигательной активности с целью оптимального развития детей дошкольного возраста.

 И сейчас уважаемые коллеги, я бы хотела привлечь вас в участие в русской народной игре (объясняю правила, раздаю атрибуты, проведение игры.

Русская народная игра «Золотые ворота».
Вначале игры с помощью считалки выбирают двух водящих. Они будут «Солнцем» и «Луной». Эти игроки становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «Ворота». Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через ворота.
Водящие («Солнце» и «Луна») речитативом повторяют скороговорку:
Золотые ворота,
Пропускают не всегда,
Первый раз прощается,
Второй раз - запрещается,
А на третий раз,
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются на последнем слове и ловят того, кто в этот момент проходил через них. Дети, зная, что «ворота» закрываются в конце стихотворения, спешат быстрее проскочить в них. Водящие тоже могут ускорять темп произнесения: так вся игра становится более динамичной и неожиданной.
Пойманный игрок становится сзади «Луны» или «Солнца», и игра продолжается вновь до тех пор, пока все игроки не будут распределены на две команды.

 

            Считалка

     Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет,

Тот и водить пойдет! 

  

Просмотров всего: , сегодня:

сборник подвижных народных игр.docx (скачать)

Дата создания: 12.02.2024

Дата обновления: 12.02.2024

Дата публикации: 12.02.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».