Программа воспитания МКДОУ 22

Содержание
Пояснительная записка
Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы
воспитания. Цель программы воспитания.
1.2 Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
1.2.1. Уклад Учреждения
1.2.2. Воспитывающая среда Учреждения
1.2.3. Общности (сообщества) Учреждения
1.2.4. Социокультурный контекст
1.2.5. Деятельности и культурные практики Учреждения
1.3. Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего
возраста (до 3 лет). Портрет ребёнка младенческого и раннего возраста (к 3 годам)
1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до
8 лет). Портрет ребёнка дошкольного возраста (к 8-ми годам)
1.3.3. Целевые ориентиры воспитательной работы, в части Программы, формируемой
участниками образовательных отношений
Раздел II. Содержательный.
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
2.1.1. Патриотическое направление воспитания
2.1.2. Социальное направление воспитания
2.1.3. Познавательное направление воспитания
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
2.1.5. Трудовое направление воспитания
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Раздел III. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
3.2. Взаимодействие взрослого с детьми. События Учреждения
3.3. Организация предметно-пространственной среды
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых
личностных результатов в работе с особыми категориями детей
3.7. Примерный календарный план воспитательной работы
Основные понятия, используемые в программе

3
5-12
5-10
6
7
7
10
10
10-13
11
12
12
13-24
13
14
15
16
17
18
19
21
23
24-35
24
26
27
28
29
30
32
35

2

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания МКДОУ «Детский сад № 22 «Рябинушка»
(далее - Программа воспитания), разработана на основе требований Федерального
закона от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования, Примерной рабочей программы воспитания для образовательных
организаций,
реализующих
образовательные
программы
дошкольного
образования, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от «01» июля 2021 № 2/21).
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в
детском саду предполагает преемственность по отношению к достижению
воспитательных целей начального общего образования (далее - НОО), к
реализации Примерной программы воспитания, одобренной федеральным
учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 2 июня
2020 г. № 2/20).
Программа воспитания является компонентом основной образовательной
программы дошкольного образования. В связи с этим структура Программы
воспитания включает три раздела - целевой, содержательный и организационный,
в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая
участниками образовательных отношений.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие
личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся
на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде»I.

I

п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

3

Примерная программа основана на воплощении национального
воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования,
нравственное (идеальное) представление о человеке.
В основе процесса воспитания детей в Учреждении лежат конституционные
и национальные ценности российского общества.
Целевые ориентиры следует рассматривать как возрастные характеристики
возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника
Учреждения и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые
результаты определяют направления для содержания рабочей программы
воспитания.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается
ребенок, в рабочей программе воспитания отражено взаимодействие участников
образовательных отношений Учреждения со всеми субъектами образовательных
отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и
патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в
высокотехнологичном, конкурентном обществе.
Заявленные ценности находят свое отражение в основных направлениях
воспитательной работы Учреждения.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления
воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе
социального направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного
направления воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического
направления воспитания.
Реализация Примерной программы основана на взаимодействии с разными
субъектами образовательных отношений.
Учреждение в части, формируемой участниками образовательных
отношений, дополняет приоритетные направления воспитания с учетом
реализуемой основной образовательной программы, региональной и
муниципальной специфики реализации Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи,
согласно федеральному государственному образовательному стандарту
дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), реализуются в рамках
образовательных областей - социально- коммуникативного, познавательного,
речевого, художественно-эстетического развития, физического развития.

4

Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с
другими организациями.
Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты
Программы воспитания
Цель Программы воспитания
Общая цель воспитания в Учреждении - личностное развитие дошкольников и
создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей
российского общества через:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям,
себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также
выработанных обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в
обществе;
4) приобщение детей к театральной культуре, обогащение их театрального
опыта (в части Программы, формируемой участниками образовательных
отношений).
Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (2 мес. - 1
год, 1 год - 3 года, 3 года - 8 лет) на основе планируемых результатов достижения
цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами,
определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере
дошкольного образования. Задачи воспитания соответствуют основным
направлениям воспитательной работы.
1.2. Методологические основы и принципы построения
Программы воспитания
Методологической
основой
Программы
воспитания
являются
антропологический, культурно-исторический и практичные подходы. Концепция
Программы основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в
определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие
идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного
мнения и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и
смысловое содержание воспитания; идея о сущности детства как сенситивного
периода воспитания; амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами
разных «специфически детских видов деятельности».

5

Программа воспитания руководствуется принципами дошкольного
образования, определенными ФГОС ДО.
Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:
 принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и
свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения,
трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой
культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального
природопользования;
 принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей
и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных
отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и
взаимное уважение;
 принцип
общего
культурного
образования.
Воспитание
основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности
региона;
 принцип следования нравственному примеру. Пример как метод
воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к
открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию,
обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных
отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования
идеалу в жизни;
 принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных
интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму
безопасности и безопасного поведения;
 принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость
совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным
ценностям и их освоения;
 принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса,
при котором все дети, независимо от их физических, психических,
интеллектуальных, культурно -этнических, языковых и иных особенностей,
включены в общую систему образования.
Данные принципы реализуются в укладе Учреждения, включающем
воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность
и события.
1.2.1. Уклад Учреждения

6

Уклад - общественный договор участников образовательных отношений,
опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и
Учреждения, задающий культуру поведения сообществ, описывающий
предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка
дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни Учреждения.
Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые
разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками,
родителями, педагогами и другими сотрудниками детского сада).
1.2.2. Воспитывающая среда Учреждения
Воспитывающая среда - это особая форма организации образовательного
процесса, реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания,
духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и
практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее
насыщенность и структурированность.
1.2.3. Общности (сообщества) Учреждения
Профессиональная общность - это устойчивая система связей и отношений
между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми
сотрудниками Учреждения. Сами участники общности должны разделять те
ценности, которые заложены в основу Программы воспитания. Основой
эффективности
такой
общности
является
рефлексия
собственной
профессиональной деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
 быть примером в формировании полноценных и сформированных
ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
 мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые
незначительные стремления к общению и взаимодействию;
 поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными
детьми
внутри
группы
сверстников
принимала
общественную
направленность;
 заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на
основе чувства доброжелательности;
 содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять
чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться,
проявлять внимание к заболевшему товарищу;

7

 воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в
общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость,
щедрость, доброжелательность и пр.);
 учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями,
которые сплачивали бы и объединяли ребят;
 воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое
поведение.
Профессионально-родительская
общность
включает
сотрудников
Учреждения и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не
только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к
другу. Основная задача - объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в
Учреждении. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в детском
саду. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей
ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые
необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение
к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и
смыслов у всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания
ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и
нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются
ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В
каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в
зависимости от решаемых воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников - необходимое условие
полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает
способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению
дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели.
Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок
впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания
необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения,
качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и
его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским
взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и

8

умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим
поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские
общности. В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия
ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в
отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт
послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям.
Отношения с младшими - это возможность для ребенка стать авторитетом и
образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и
ответственности.
Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной
группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного
образования.
Культура поведения воспитателя в общностях как
значимая составляющая уклада.
Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание
воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая
психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная
обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов - это
необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и
поведения:
 педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и
детей первым;
 улыбка - всегда обязательная часть приветствия;
 педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
 педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за
поведение детей в детском саду;
 тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
 уважительное отношение к личности воспитанника;
 умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
 умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
 уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
 умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же
время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
 умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с
детьми;

9

 умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
 знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
 соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.

1.2.4. Социокультурный контекст
Социокультурный контекст - это социальная и культурная среда, в которой
человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает
на идеи и поведение человека.
Социокультурные
ценности
являются
определяющими
в
структурно-содержательной основе Программы воспитания.
Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей
воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и
региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной
программы.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение
социального партнерства Учреждения.
В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской
общественности как субъекта образовательных отношений в Программе
воспитания.
1.2.5. Деятельности и культурные практики в Учреждении
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности
дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели
воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и культурные
практики:
 предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых
он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее
реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
 культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым
ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого,
и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
 свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная
самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые
устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе
усвоенных ценностей).
1.3. Требования к планируемым результатам освоения
Программы воспитания

10

Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но
деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления
личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде
целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к
концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в
дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего
становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии
человека в будущем.
На уровне дошкольного образования не осуществляется оценка результатов
воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры
основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат
непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями детей».
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей
младенческого и раннего возраста (до 3 лет)
Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)
Направление

Ценности

Показатели

воспитания
Патриотическое

Родина, природа

Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким,
окружающему миру

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Способный понять и принять, что такое «хорошо» и
«плохо».
Проявляющий интерес к другим детям и способный
бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий
позицию «Я сам!».
Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту.
Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения
и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны
взрослых.
Способный к самостоятельным (свободным) активным
действиям в общении. Способный общаться с другими
людьми с помощью вербальных и невербальных средств
общения.

Познавательное

Знание

Проявляющий интерес к окружающему миру и активность
в поведении и деятельности.

Физическое и
оздоровительное

Здоровье

Выполняющий действия по самообслуживанию: моет
руки, самостоятельно ест, ложится спать и т. д.
Стремящийся быть опрятным. Проявляющий интерес к
физической активности. Соблюдающий элементарные
правила безопасности в быту, в Учреждении, на природе.

11

Трудовое

Труд

Поддерживающий элементарный порядок в окружающей
обстановке.
Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях.
Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в
быту, в игре, в продуктивных видах деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота Эмоционально отзывчивый к красоте.
Проявляющий интерес и желание заниматься
продуктивными видами деятельности.

1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей
дошкольного возраста (до 8 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)
Направления
воспитания

Ценности

Патриотическое

Родина, природа Любящий свою малую родину и имеющий представление о
своей стране, испытывающий чувство привязанности к
родному дому, семье, близким людям.

Социальное

Человек, семья, Различающий основные проявления добра и зла,
дружба,
принимающий и уважающий ценности семьи и общества,
сотрудничество правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку, проявляющий задатки чувства
долга: ответственность за свои действия и поведение;
принимающий и уважающий различия между людьми.
Освоивший основы речевой культуры. Дружелюбный и
доброжелательный, умеющий слушать и слышать
собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками на основе общих интересов и дел.
Знания
Любознательный, наблюдательный, испытывающий
потребность в самовыражении, в том числе творческом,
проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в
познавательной, игровой, коммуникативной и
продуктивных видах деятельности и в самообслуживании,
обладающий первичной картиной мира на основе
традиционных ценностей российского общества.

Познавательное

Показатели

Физическое и
оздоровительное

Здоровье

Владеющий основными навыками личной и общественной
гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного
поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде),
природе.

Трудовое

Т

Понимающий ценность труда в семье и в обществе на
основе уважения к людям труда, результатам их
деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении
поручений и в самостоятельной деятельности.

руд

12

Этико-эстетическое

Культура и
красота

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту,
природе, поступках, искусстве, стремящийся к
отображению прекрасного в продуктивных видах
деятельности, обладающий зачатками
художественно-эстетического вкуса.

1.3.3.Целевые ориентиры воспитательной работы,
в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений:
Средний возраст (4-5 лет):
 появляется интерес ребенка к объектам окружающего мира,
сопровождающийся попытками их анализировать;
 участие детей в той или иной деятельности вместе со взрослыми с
проявлением самостоятельности и творчества;
 общение с представителями животного и растительного мира, вызванное
заботой о них.
Старший возраст (5-6 лет)
 соблюдение правил поведения в окружающей среде;
 контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке;
 выраженная потребность в заботе о представителях животного и
растительного мира;
 способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической
деятельности;
 доброта и отзывчивость, внимание к окружающим животным, птицам, людям
и растениям, готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней.
Подготовительный к школе возраст (6-7 лет)
 умение самостоятельно выявлять признаки того или иного времени года,
устанавливать причинно-следственные связи;
 осознанное отношение ко всем животным, понимание того, что вредных
животных не бывает;
 обобщенное представление о типичных экологических системах (лес, луг,
водоем);
 отношение к человеку, как к естественному объекту природы;
 познавательный интерес к природе и ее роли в жизни человека;
 экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах
окружающей среды и гуманного отношения к природе.
Раздел II. Содержательный
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми
дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО,
одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных

13

ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества:
 социально-коммуникативное развитие;
 познавательное развитие;
 речевое развитие;
 художественно-эстетическое развитие;
 физическое развитие.
В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с направлениями
воспитательной работы. Направления воспитательной работы не заменяют и не
дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют
процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном
процессе.
2.1.1. Патриотическое направление воспитания
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления
воспитания. Патриотизм - это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства
любви, интереса к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему народу
и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия;
ощущения принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия,
особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого
понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные
компоненты:
 когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего
края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа
России;
 эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине - России,
уважением к своему народу, народу России в целом;
 регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и
культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания
ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку,
культурному наследию своего народа;
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства
собственного достоинства как представителя своего народа;

14

3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к
ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их
этнической принадлежности;
4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания
единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
При реализации указанных задач воспитатель должен сосредоточить свое
внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
 ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и
своего народа;
 организации коллективных творческих проектов, направленных на
приобщение детей к российским общенациональным традициям;
 формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного
отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности
человека.
В части Программы, формируемой участниками образовательных
отношений можно выделить основные задачи по формированию у детей
дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия :
 дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с
разнообразием животного и растительного мира Талицкого городского округа,
показать неповторимость, величие, силу и красоту природы родного края;
 способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства
человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
 помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения
природы для выживания на земле самого человека;

помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с
природой и окружающим его миром;
способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в
природоохранной и экологической деятельности.
Для того чтобы приобщать детей к экологической культуре и культуре
природолюбия, обогащать их разносторонний экологический опыт, воспитатель
должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях
воспитательной работы:
 воспитать у ребёнка тёплые чувства к каждому объекту природы, в процессе
знакомства с природой Талицкого городского округа, что будет способствовать и
решению природоохранных задач;


15

 развивать у ребёнка ответственное отношение к родной природе, её флоре и
фауне;
 сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного
края, а, значит, любовь к государству.
2.1.2. Социальное направление воспитания
Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе
социального направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его
значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все
многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать
сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки,
действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного
ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно
без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно
должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских
общностях. Важным аспектом является формирование у дошкольника
представления о мире профессий взрослых, появление к моменту подготовки к
школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу
взросления.
Основная цель социального направления воспитания дошкольника
заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому
человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.
Выделяются основные задачи социального направления воспитания.
1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа
семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в
фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи
людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев),
милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных
ситуациях.
2) Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в
обществе:
эмпатии
(сопереживания),
коммуникабельности,
заботы,
ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать
правила.
3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление
личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.
При реализации данных задач воспитатель должен сосредоточить свое внимание
на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

16

 организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с
правилами, традиционные народные игры и пр.;
 воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
 учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах
деятельности;
 учить детей анализировать поступки и чувства - свои и других людей;
 организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
 создавать доброжелательный психологический климат в группе.
2.1.3. Познавательное направление воспитания
Ценность - знания. Цель познавательного направления воспитания формирование ценности познания.
Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной
картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное
отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной
инициативы;
2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги,
интернет-источники, дискуссии и др.).
Направления деятельности воспитателя:
 совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения,
сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и
экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов,
чтения и просмотра книг;
 организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности,
проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
 организация насыщенной и структурированной образовательной среды,
включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую
аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
Ценность - здоровье. Цель данного направления - сформировать навыки
здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего.
Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой
двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и
танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:

17

 обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания
детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье
формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для
гармоничного физического и эстетического развития ребенка;
 закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней
среды;
 укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных
способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;
 формирование элементарных представлений в области физической культуры,
здоровья и безопасного образа жизни;
 организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
 воспитание
экологической
культуры,
обучение
безопасности
жизнедеятельности.
Направления деятельности воспитателя:
 организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных
народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
 создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
 введение оздоровительных традиций в Учреждении.
Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является
важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать
у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды
отвечают не только гигиене и здоровью человека, но и социальным ожиданиям
окружающих людей.
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они
должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду.
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из
ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с
определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и
постепенно они становятся для него привычкой.
Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель должен
сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях
воспитательной работы:
 формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
 формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте
тела;
 формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
 включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.

18

Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна
вестись в тесном контакте с семьей.
2.1.5. Трудовое направление воспитания
Ценность - труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно
должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он
выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом
условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и
подготавливает их к осознанию его нравственной стороны.
Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в
формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в
приобщении ребенка к труду. Можно выделить основные задачи трудового
воспитания.
1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание
положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с
преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием
трудовой деятельности взрослых и труда самих детей.
2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей,
воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных
навыков планирования.
3) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику
напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой
задачи).
При реализации данных задач воспитатель должен сосредоточить свое внимание
на нескольких направлениях воспитательной работы:
 показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни,
использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
 воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и
старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно
сопряжена с трудолюбием;
 предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они
почувствовали ответственность за свои действия;
 собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей
соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
 связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов
труда, желанием приносить пользу людям.
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания

19

Ценности - культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет
глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам
человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным,
сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения
усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных
представлений.
Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания:
1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее
влиянии на внутренний мир человека;
3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной
страны и других народов;
5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей
ребенка действительности;
6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя
прекрасным, создавать его.
Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель ДОО
должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях
воспитательной работы:
 учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их
делами, интересами, удобствами;
 воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности,
этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в
общественных местах;
 воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и
отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко,
разборчиво, владеть голосом;
 воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с
игрушками, книгами, личными вещами, имуществом Учреждения; умение
подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять, и
заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно
убрать все за собой; привести в порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания - становление у ребенка ценностного отношения
к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и
развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и
духовной составляющей внутреннего мира ребенка.

20

Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию
предполагают следующее:
 выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих
детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных
представлений, воображения и творчества;
 уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое
включение их произведений в жизнь детского сада;
 организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей
среды и др.;
 формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного
слова на русском и родном языке;
 реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по
разным направлениям эстетического воспитания.
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
На организацию воспитательного процесса в Учреждении оказывает влияние
культурное наследие района. Популяризация культурного наследия Талицкого
городского округа является одной из задач работы педагогического коллектива в
работе с детьми. Основными достопримечательностями Талицы являются Музей
имени Героя Советского Союза разведчика Н. И. Кузнецова, сквер имени Героя
Советского Союза Н. И. Кузнецова, обелиск памяти погибших воинов в борьбе с
фашизмом 1941 – 1945 г. с вечным огнём, сквер воинов-интернационалистов,
усадьба семьи Поклевских - Козелл - памятник архитектуры, построенный в
неорусском стиле в 1890 году. «Национальный парк «Припышминские боры»,
Талицкий парк-дендрарий, основанный в 1897 году. В районе нахождения детского
сада расположено здание «Районного информационно-культурно досугового
центра», «Библиотечно-информационный центр» Талицкая центральная районная
библиотека им. Поклевских-Козелл, «Молодёжная площадь», сквер имени Героя
Советского Союза Н. И. Кузнецова, музей имени Героя Советского Союза
разведчика Н. И. Кузнецова, Талицкий парк-дендрарий, городской пруд, что
позволяет посещать культурно-досуговые учреждения, воспитывать патриотические
чувства, развивать экотуризм. Силами педагогического коллектива и родителями
делается попытка по воспитанию человека культуры, усвоившего и сделавшего
основой для собственной жизни нормы, ценности, установки, социальные
стереотипы.
В детском саду реализуется программа «Родной город». Через пешие и
виртуальные экскурсии, посещение музеев, библиотек происходит знакомство с
достопримечательностями родного города. Особую значимость приобретает новый
тип взаимодействий «дети – семья/родители – культурно-образовательная среда».

21

Социализация ребенка в социокультурном пространстве возможна только при
условии тесного взаимодействия семьи и Учреждения как главных партнеров,
призванных помочь ребенку обрести ценностно-смысловые ориентиры в контексте
требований
социокультурного
пространства.
Для
выработки
единой
воспитательной стратегии педагоги согласовали с родителями позиции обеих
сторон, определили задачи развития детей, формы взаимодействия.
Родители становятся активными участниками проведения разнообразных
мероприятий: походов выходного дня, праздников, экскурсий в «Национальный
парк «Припышминские боры»; по городу, конкурсов, проектов. При организации
обучения и воспитания детей используются возможности организаций
дополнительного образования, культуры, спорта города. В целях реализации
правовых основ и принципов государственной национальной политики детским
садом проводятся мероприятия, направленные на укрепление гражданского
единства и патриотическое воспитание детей: акция вахта памяти «Бессмертный
полк», возложение цветов к обелиску памяти погибших воинов в борьбе с
фашизмом 1941 – 1945 г, экскурсия в сквер имени Героя Советского Союза Н. И.
Кузнецова; в сквер воинов-интернационалистов. Проведение данных мероприятий
способствует сохранению и развитию лучших традиций патриотического
воспитания в Учреждении, формированию нравственных ценностей.
Наше
Учреждение
принимает
участие
в
природоохранном
социально-образовательном проекте «Эколята – Дошколята» по формированию у
детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.
Это связано с обострением экологической проблемы в стране, что диктует
необходимость интенсивной воспитательной, просветительской работы по
формированию
у
населения
экологического
сознания,
культуры
природопользования. Основным содержанием экологического воспитания является
формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям
и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном
детстве. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему
понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений,
правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер
отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию
или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми,
понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные
трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и
животных.
В целях пропаганды здорового образа жизни и привлечения детей к занятиям
физической культуры и спорта в Учреждении предусмотрены организация и

22

проведение физкультурно-массовых, оздоровительных и спортивных мероприятий.
Инструктор по физической культуре организует выполнение мероприятий
образовательной программы, осуществляет их реализацию и мониторинг,
обеспечивает эффективное использование среды. В детском саду имеется
материально-техническая база для занятий физкультурой и спортом. Педагоги
используют современные технологии: здоровьесберегающие: физкультурные
минутки, оздоровительный бег на прогулке, дыхательная гимнастика, гимнастика
после сна, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика,
ритмопластика, стретчинг, подвижные игры, спортивные игры (элементы),
обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них
представления о здоровье как ценности, мотивируют на ведение здорового образа
жизни.
Игровые технологии квест, геокешинг, фитнесс-технология скиппинг,
спортивный тимбилдинг позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают
его интересным, творческим и значимым для дошкольников. В ходе игр геокэшинг
и квест дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические
навыки и физические качества, но и развиваются умственно. Технология
тимбилдинг позволяет развивать навыки взаимопомощи в коллективе, в результате
чего у детей улучшается эмоционально-двигательная сфера. Фитнесс-технология
скиппинга повышает двигательную активность детей, формирует интерес к
прыжкам через скакалку, улучшается координация, баланс, ловкость, чувство
равновесия, развивается выносливость, скорость и сила, мышцы: ног, рук, плеч,
пресса, спины и ягодиц, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную систему.
Учреждение взаимодействует с «Библиотечно-информационным центром»
Талицкая центральная районная библиотека им. Поклевских-Козелл, музеем имени
Героя Советского Союза разведчика Н. И. Кузнецова, «Районным
информационно-культурно досуговым центром», муниципальным казённым
учреждением дополнительного образования «Дворец творчества»: центр
творческого развития «Академия детства»; «Талицкая детская школа искусств»,
федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный парк
«Припышминские боры», муниципальной казённой организацией дополнительного
образования Талицкого городского округа «Талицкая-детско-юношеская
спортивная школа им. Ю. В. Исламова», Талицким районным отделением
Всероссийского добровольного пожарного общества. Благодаря взаимодействию с
социальными партнёрами создаются благоприятные возможности для обогащения
деятельности,
расширяется
спектр
возможностей
по
осуществлению
сотрудничества с социокультурными учреждениями в рамках разностороннего
развития детей. Сотрудничество с учреждениями социокультурной сферы города

23

позволяет укрепить физическое здоровье и удовлетворять познавательные
потребности детей, обогащать эстетический опыт, расширять кругозор, приобщать к
истокам народной культуры.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников
В процессе реализации Программы воспитания и в целях реализации
социокультурного потенциала региона для построения социальной ситуации
развития ребенка работа с родителями (законными представителями) детей
дошкольного возраста строится на принципах ценностного единства и
сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения Учреждения.
Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников
образовательных отношений составляет основу уклада Учреждения, в котором
строится воспитательная работа.
В построении педагогического просвещения, сотрудничества, педагогов и
родителей (законных представителей) в процессе воспитательной работы
используются как индивидуальные, так и коллективные формы работ.
Индивидуальные формы работы:
 работа специалистов по запросу родителей для решения проблемных
ситуаций, связанных с воспитанием ребенка дошкольного возраста;
 участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с воспитанием ребенка;
 участие родителей (законных представителей) и других членов семьи
дошкольника в реализации проектов и мероприятий воспитательной
направленности;
 индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) c
целью координации воспитательных усилий педагогического коллектива
и семьи.
Групповые формы работы:
 родительские комитеты, участвующие в решении вопросов воспитания и
социализации детей;
 семейные клубы, участвуя в которых родители могут получать
рекомендации от профессиональных психологов, педагогов и обмениваться
собственным опытом в пространстве воспитания детей дошкольного
возраста;
 педагогические
гостиные,
посвященные
вопросам
воспитания
мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
 родительские собрания, посвященные обсуждению актуальных и острых
проблем воспитания детей дошкольного возраста;

24

 взаимодействие в социальных сетях: родительские форумы на официальном
сайте Учреждения, социальной сети Instagram Учреждения, посвященные
обсуждению интересующих родителей вопросов воспитания; виртуальные
консультации психологов и педагогов.
Раздел III. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа воспитания Учреждения реализуется через формирование
социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий
создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного
процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить
наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности.
Уклад Учреждения направлен на сохранение преемственности принципов
воспитания с уровня дошкольного образования на уровень начального общего
образования:
1) Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в
том числе современное материально-техническое обеспечение, методические
материалы и средства обучения.
2) Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива
к достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
3) Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
4) Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах
которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических,
психологических, национальных и пр.).
Уклад задает и удерживает ценности воспитания
для всех участников
образовательных отношений: руководителей, воспитателей и специалистов,
вспомогательного
персонала,
воспитанников,
родителей
(законных
представителей), субъектов социокультурного окружения Учреждения.
Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила жизни и
отношений в Учреждении, нормы и традиции, психологический климат
(атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы
взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами и родителями, детьми друг
с другом. Уклад включает в себя сетевое информационное пространство и нормы
общения участников образовательных отношений в социальных сетях.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка
дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни Учреждения.
Для реализации Программы воспитания уклад Учреждения целенаправленно
проектироваться командой Учреждения и принимается всеми участниками
образовательных отношений.

25

Процесс проектирования уклада ДОО включает следующие шаги.
№ п/п Шаг
1
Определить ценностно-смысловое
наполнение жизнедеятельности
Учреждения.
2

3

Отразить сформулированное
ценностно-смысловое наполнение во всех
форматах жизнедеятельности
Учреждения:
 специфику организации видов
деятельности;
 обустройство развивающей
предметно-пространственной среды;
 организацию режима дня; разработку
традиций и ритуалов ДОО;
 праздники и мероприятия.
Обеспечить принятие всеми участниками
образовательных отношений уклада
Учреждения.

Оформление
Устав Учреждения, локальные акты, правила
поведения для детей и взрослых.
ООП ДО и Программа воспитания.

Требования к кадровому составу и
профессиональной подготовке сотрудников.
Взаимодействие Учреждения с семьями
воспитанников.
Социальное партнерство Учреждения с
социальным окружением.
Договоры и локальные нормативные акты.

Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды.
Воспитывающая среда раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые
ориентиры. Воспитывающая среда - это содержательная и динамическая
характеристика уклада, которая определяет его особенности, степень его
вариативности и уникальности.
Воспитывающая среда строится по трем линиям:
 «от
взрослого»,
который
создает
предметно-образную
среду,
способствующую воспитанию необходимых качеств;
 «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой
формируются нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в
ходе специально организованного педагогического взаимодействия ребенка и
взрослого, обеспечивающего достижение поставленных воспитательных целей;
 «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт
деятельности, в особенности - игровой.
3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События Учреждения
Событие - это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой
активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта
переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая
ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно

26

с другими людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит
стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть
направлен взрослым.
Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная
ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных
и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания.
Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно
возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей,
индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр.
Планируемые
и
подготовленные
педагогом
воспитательные
события
проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы
Учреждения, группы, ситуацией развития конкретного ребенка.
Проектирование событий в Учреждении возможно в следующих формах:
 разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности
(детско-взрослые экскурсии, походы; построение эксперимента, совместное
конструирование, спортивные игры и др.);
 проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими,
ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных
практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий,
культурных традиций народов России;
 создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы,
«Театр в детском саду» - показ спектакля для детей из соседней группы).
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл
методической работы на основе традиционных ценностей российского общества.
Это поможет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей
группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым
ребенком.
3.3. Организация предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда (далее – ППС) отражает ценности, на
которых строится программа воспитания, способствует их принятию и раскрытию
ребенком.
Среда включает знаки и символы государства, региона, города.
Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие
особенности социокультурных условий, в которых находится детский сад.
Среда экологична, природосообразна и безопасна.
Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной
деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость
общения с семьей.

27

Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития,
экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний,
необходимость научного познания, формирует научную картину мира.
Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает
ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей
воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда
ребенка могут быть отражены и сохранены в среде.
Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья,
раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России,
знакомства с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда
Учреждения гармонична и эстетически привлекательна.
Игрушки, материалы и оборудование соответствуют возрастным задачам
воспитания детей дошкольного возраста.
В
групповых
помещениях
создана
оптимально
насыщенная
многофункциональная среда, предоставляющая возможность для организации
различных видов игр с детьми, а также для моделирования игровой среды в
соответствии с игровой ситуацией. Созданная ППС в дошкольном учреждении
способствует реализации личностно – ориентированного подхода, который
предполагает понимание, принятие и признание интересов и потребностей ребенка,
построение с ним партнерских отношений, диалога. ППС стала вариативной – в
групповом помещении в наличии различные пространства, разнообразные
материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор
детей и возможность самовыражения каждого ребенка. Исходя от интересов и
запросов воспитанников игровой материал, периодически сменяемый – появление
новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей.
Педагогический коллектив учитывает принцип «Новое, сменяя старое,
сохраняет его элементы». Каждое групповое помещение имеет индивидуальный
стиль, «свое лицо» - по расположению мебели, игрового материала, эстетическому
оформлению и цветовой гамме. ППС учитывает типологические особенности
воспитанников группы (активность – пассивность, общительность – замкнутость,
лидерство – замкнутость). Предоставлено больше возможностей для
самостоятельной деятельности, уединения, проявления двигательной активности и
т.д. ППС дошкольного учреждения отличает психологическая безопасность - в
нашей среде воспитанники чувствуют себя уверенно и свободно, т.к. у детей есть
возможность «права выбора» деятельности по своим интересам, и таким образом
создается ощущение успешности, вмешательство взрослых сведено до минимума.

28

Отработана
система
персонифицированной
территории
(личного
пространства) каждого воспитанника (личные шкафчики, игрушки, вещи, кровать и
т.д.), что создает положительную, доброжелательную обстановку и эмоциональное
благополучие для детей. ППС создает условия для сотрудничества и сотворчества
педагогов и воспитанников, их активная, деятельностная позиция, направленная на
достижение общего результата с использованием ресурсов среды. Происходит
постоянный процесс модернизации среды.
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
В штате Учреждения воспитательную работу осуществляют педагогические
работники: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической
культуре, педагог-психолог, учитель-логопед, старший воспитатель.

Наименование должности
(в соответствии со штатным
расписанием ДОО)
Заведующий детским садом
Старший воспитатель

Педагог-психолог
Воспитатель
Младший воспитатель
Инструктор по физической культуре

Музыкальный руководитель

Функционал, связанный
с организацией и реализацией
воспитательного процесса
Осуществляет общее руководство
Оказывает методическую помощь
педагогам в организации и реализации
воспитательного процесса
Осуществляет психологическую
поддержку одаренных детей
Применяет эффективные методы
воспитательной работы с детьми
Создает условия для социальной
адаптации воспитанников
Проводит мероприятия оздоровительного
характера: праздники, развлечения,
соревнования с привлечением родителей
Организация и проведение массовых
мероприятий: музыкальных вечеров,
праздников, развлечений с привлечением
родителей

Для эффективной организации воспитательного процесса в Учреждении
могут привлекаться специалисты других организаций: дополнительного
образования: центр творческого развития «Академия детства»;
«Талицкая-детско-юношеская спортивная школа им. Ю. В. Исламова», работники
культуры, библиотеки, ВДПО, «Национального парка «Припышминские боры»,
музея города.
3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации

29

Программы воспитания
На уровне Учреждения приняты решения по внесению изменений в
должностные инструкции педагогических работников, заключению договоров:
 «Библиотечно-информационным центром» Талицкая центральная районная
библиотека им. Поклевских-Козелл;
 музеем имени Героя Советского Союза разведчика Н. И. Кузнецова;
 «Районным информационно-культурно досуговым центром «Юбилейный»;
 Муниципальным казённым учреждением дополнительного образования
«Дворец творчества» центр творческого развития «Академия детства»;
 Федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный
парк «Припышминские боры»;
 Муниципальной казённой организацией дополнительного образования
Талицкого городского округа «Талицкая-детско-юношеская спортивная школа им.
Ю. В. Исламова»,
 Талицким районным отделением Всероссийского добровольного пожарного
общества.
В связи с внедрением рабочей программы воспитания вносятся изменения в
Программу развития образовательной организации, в Общеобразовательную
Программу дошкольного образования, в локальные акты:
 Положение о нормах профессиональной этики педагогических работником
МКДОУ «Детский сад № 22 «Рябинушка»;
 Положение о разработке рабочей программы педагога;
 Положение о порядке разработки, принятия и утверждения Основной
общеобразовательной программы дошкольного образования МКДОУ «Детский сад
№ 22 «Рябинушка».
3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение
планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей
Инклюзия (дословно - «включение») - это готовность образовательной
системы принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей
(психофизиологических,
социальных,
психологических,
этнокультурных,
национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную
ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой уклада Учреждения и основанием
для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.
На уровне уклада: инклюзивное образование - это норма для воспитания,
реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие,
взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная

30

ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми участниками
образовательных отношений в Учреждении.
На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная
для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда Учреждения обеспечивает
возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского
сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность
демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и
смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми,
родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном
образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества
в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной
деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в
детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков,
формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность
каждого ребенка в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и
общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития
каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях
группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка
в своих силах. Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком
опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.
Основными условиями реализации Программы воспитания в Учреждении,
реализующего инклюзивное образование, являются:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным
субъектом воспитания;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской
деятельности;
активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка.
Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях Учреждения являются:

31

1) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,
нравственных,
эстетических,
интеллектуальных,
физических
качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности;
2) формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с
особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической
компетентности родителей;
4) обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с
окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и
представлений об окружающем мире;
6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с
ОВЗ;
7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе
их эмоционального благополучия;
8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

+

Август

+

Июль

Март

+

Июнь

Февраль

+

Май

Январь

+

Апрель

Декабрь

Тематическая неделя
+
«Российский день леса»
Проект «Мои домашние
питомцы»
Акция «Без птиц, друзья,
Патриотическое прожить ни как нельзя!»
Акция «Сохраним
направление
живую ель»
Концерт «Защитники
Отечества»
Военно-патриотическая
игра «Зарница»
Экологическая кейс-игра
Green-Team

Ноябрь

Мероприятия

Октябрь

Направления
воспитания

Сентябрь

3.7. Примерный календарный план воспитательной работы

+

+
+
+
+

32

Социальное
направление

Познавательное
направление

Проект «Мы – дети
галактики!»
Вахта памяти
«Бессмертный полк»
Реквием «Наш долг и
прямая обязанность»
Акция «Подари клумбе
цветок»
Проект «Посадили
огород, посмотрите, что
растёт»
Проект «Флаг
Российской Федерации»
Тематическая неделя «Я
м мои друзья»
Волонтёрская акция,
посвящённая «Дню
мудрости»
Проект «Мамы разные
нужны, мамы всякие
важны»
День Смеха-ха!
Праздник «День защиты
детей»
Экскурсия по
экологической тропе «В
гостях у леса»
Поход «Здравствуй,
осенний лес, полон
загадок и чудес»
Экскурсия в Талицкий
парк-дендрарий
Экскурсия по родному
городу
Экскурсия в музей
«ВДПО»
Проект «Я –
исследователь»
Развлечение по
правилам пожарной
безопасности
Конкурс «Техно
Академия»

+
+
+
+
+

+

+

+

+

+
+

+
+

+
+
+

+

+

+

+

+
+

+

+

+

+
+

+

+

+

+
+

+

+

33

Единый день дорожной
безопасности
Всероссийский день бега
«Кросс наций»
Проект «Здоровым быть
Физическое и
оздоровительное здорово»
направление
Всероссийская массовая
лыжная гонка «Лыжня
России 2022»
Развлечение «Летом
весело играем и здоровье
сохраняем»
День здоровья «Папа,
мама, я – спортивная
семья»
Трудовое
Праздник «День знаний»
направление
Проект «Профессии
нашего района»
Акция «Почитай мне,
мама, книжку»
Праздник «Золотая
осень»
Концерт «Мудрость
рядом с нами»
Конкурс «Мисс
Малышка»
праздник «Новогодний
фейерверк»
Этико-эстетическое Праздник
направление
«Рождественские
колядки»
Конкурс
художественного слова
«Россия – Родина моя»
Народное гуляние
«Масленица»
Праздник «Весна-красна
идёт!»
Конкурс «Звонкая
нотка»

+
+
+

+

+
+
+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+
+
+
+

+

+

+
+
+

34

Конкурс
художественного слова
«Пришла Весна –
Пришла Победа!»
Концерт «День
Победы!»

+

+

*Решаются

задачи
части
программы,
формируемой
участниками
образовательных отношений
Примерный план воспитательной работы строится на основе базовых
ценностей по следующим этапам:
 погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение,
просмотр, экскурсии и пр.);
 разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие
продукты;
 организация события, которое формирует ценности.
Данная последовательность является циклом, который при необходимости
может повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту
варианте неограниченное количество раз.
Данный цикл является примерным. На практике цикл может начинаться с яркого
события, после которого будет развертываться погружение и приобщение к
культурному содержанию на основе ценности.
События, формы и методы работы по решению воспитательных задач могут быть
интегративными.
Каждый воспитатель разрабатывает конкретные формы реализации
воспитательного цикла. В ходе разработки должны быть определены цель и
алгоритм действия взрослых, а также задачи и виды деятельности детей в каждой из
форм работы.
В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую диагностику
на основе наблюдения за поведением детей. В фокусе педагогической диагностики
находится понимание ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его
поведении.
Основные понятия, используемые в Программе
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у
обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти

35

защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде;
Образовательная ситуация - точка пересечения образовательного процесса и
педагогической деятельности: каждому типу образовательной ситуации
соответствуют свои программы действий ребенка и взрослого, проявляющиеся в той
или иной позиции. Образовательная ситуация соотносима с ситуацией развития.
Воспитательные события являются разновидностью образовательных ситуаций.
Образовательная среда — социокультурное содержание образования, объединяет в
себе цели и смыслы воспитания, обучения и развития детей в конкретной
социокультурной ситуации, определяет состав становящихся способностей и качеств.
Потенциал образовательной среды для решения целей воспитания личности
позволяет говорить о воспитывающей среде.
Общность - устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая
единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры.
Общность - это качественная характеристика любого объединения людей,
определяющая степень их единства и совместности (детско-взрослая, детская,
профессиональная, профессионально-родительская).
Портрет ребенка - это совокупность характеристик личностных результатов и
достижений ребенка на определенном возрастном этапе.
Социокультурные ценности - основные жизненные смыслы, определяющие
отношение человека к окружающей действительности и детерминирующие основные
модели социального поведения, которыми руководствуется человек в повседневной
жизни и деятельности.
Субъектность - социальный, деятельно-преобразующий способ жизни человека.
Субъектность впервые появляется в конце дошкольного детства как способность
ребенка к инициативе в игре, познании, коммуникации, продуктивных видах
деятельности, как способность совершать нравственный поступок, размышлять о
своих действиях и их последствиях.

36

Уклад - общественный договор участников образовательных отношений,
опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и
ОО,
задающий
культуру
поведения
сообществ,
описывающий
предметно-пространственную среду, деятельность и социокультурный контекст.
В дальнейшей работе при реализации Рабочей программы воспитания необходимо осуществить
внедрение эффективных средств, форм, методов и технологий воспитательной работы, отвечающих
современным требованиям и вызовам. Педагогам пройти курсы повышения квалификации для
решения актуальных задач по воспитанию и социализации детей.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».