Содержание Пояснительная записка Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания. Цель программы воспитания. 1.2 Методологические основы и принципы построения Программы воспитания 1.2.1. Уклад Учреждения 1.2.2. Воспитывающая среда Учреждения 1.2.3. Общности (сообщества) Учреждения 1.2.4. Социокультурный контекст 1.2.5. Деятельности и культурные практики Учреждения 1.3. Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания 1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет). Портрет ребёнка младенческого и раннего возраста (к 3 годам) 1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет). Портрет ребёнка дошкольного возраста (к 8-ми годам) 1.3.3. Целевые ориентиры воспитательной работы, в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений Раздел II. Содержательный. 2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания 2.1.1. Патриотическое направление воспитания 2.1.2. Социальное направление воспитания 2.1.3. Познавательное направление воспитания 2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания 2.1.5. Трудовое направление воспитания 2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания 2.2. Особенности реализации воспитательного процесса 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Раздел III. Организационный 3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания 3.2. Взаимодействие взрослого с детьми. События Учреждения 3.3. Организация предметно-пространственной среды 3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса 3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания 3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей 3.7. Примерный календарный план воспитательной работы Основные понятия, используемые в программе 3 5-12 5-10 6 7 7 10 10 10-13 11 12 12 13-24 13 14 15 16 17 18 19 21 23 24-35 24 26 27 28 29 30 32 35 2 Пояснительная записка Рабочая программа воспитания МКДОУ «Детский сад № 22 «Рябинушка» (далее - Программа воспитания), разработана на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от «01» июля 2021 № 2/21). Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в детском саду предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования (далее - НОО), к реализации Примерной программы воспитания, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20). Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования. В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела - целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»I. I п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 3 Примерная программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке. В основе процесса воспитания детей в Учреждении лежат конституционные и национальные ценности российского общества. Целевые ориентиры следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника Учреждения и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяют направления для содержания рабочей программы воспитания. С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в рабочей программе воспитания отражено взаимодействие участников образовательных отношений Учреждения со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе. Заявленные ценности находят свое отражение в основных направлениях воспитательной работы Учреждения. Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания. Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания. Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания. Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания. Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания. Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания. Реализация Примерной программы основана на взаимодействии с разными субъектами образовательных отношений. Учреждение в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой основной образовательной программы, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных областей - социально- коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития, физического развития. 4 Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими организациями. Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания Цель Программы воспитания Общая цель воспитания в Учреждении - личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через: 1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; 2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения; 3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе; 4) приобщение детей к театральной культуре, обогащение их театрального опыта (в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений). Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (2 мес. - 1 год, 1 год - 3 года, 3 года - 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере дошкольного образования. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы. 1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и практичные подходы. Концепция Программы основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности». 5 Программа воспитания руководствуется принципами дошкольного образования, определенными ФГОС ДО. Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы: принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение; принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона; принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни; принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения; принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения; принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно -этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования. Данные принципы реализуются в укладе Учреждения, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события. 1.2.1. Уклад Учреждения 6 Уклад - общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и Учреждения, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст. Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни Учреждения. Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками детского сада). 1.2.2. Воспитывающая среда Учреждения Воспитывающая среда - это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность. 1.2.3. Общности (сообщества) Учреждения Профессиональная общность - это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками Учреждения. Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы воспитания. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности. Воспитатель, а также другие сотрудники должны: быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения; мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию; поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность; заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности; содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу; 7 воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.); учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят; воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение. Профессионально-родительская общность включает сотрудников Учреждения и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача - объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в Учреждении. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в детском саду. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания. Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности. Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными. Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач. Детская общность. Общество сверстников - необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других. Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и 8 умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели. Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими - это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности. Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования. Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов - это необходимые условия нормальной жизни и развития детей. Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения: педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым; улыбка - всегда обязательная часть приветствия; педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки; педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду; тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса; уважительное отношение к личности воспитанника; умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему; умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему; уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми; умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников; умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми; 9 умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам; знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада. 1.2.4. Социокультурный контекст Социокультурный контекст - это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека. Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной основе Программы воспитания. Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы. Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства Учреждения. В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания. 1.2.5. Деятельности и культурные практики в Учреждении Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики: предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками); культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт); свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей). 1.3. Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания 10 Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем. На уровне дошкольного образования не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей». 1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет) Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам) Направление Ценности Показатели воспитания Патриотическое Родина, природа Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, окружающему миру Социальное Человек, семья, дружба, сотрудничество Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо». Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию «Я сам!». Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту. Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения. Познавательное Знание Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности. Физическое и оздоровительное Здоровье Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать и т. д. Стремящийся быть опрятным. Проявляющий интерес к физической активности. Соблюдающий элементарные правила безопасности в быту, в Учреждении, на природе. 11 Трудовое Труд Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях. Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности. Этико-эстетическое Культура и красота Эмоционально отзывчивый к красоте. Проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности. 1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет) Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам) Направления воспитания Ценности Патриотическое Родина, природа Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. Социальное Человек, семья, Различающий основные проявления добра и зла, дружба, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, сотрудничество правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Освоивший основы речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. Знания Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества. Познавательное Показатели Физическое и оздоровительное Здоровье Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе. Трудовое Т Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. руд 12 Этико-эстетическое Культура и красота Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса. 1.3.3.Целевые ориентиры воспитательной работы, в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений: Средний возраст (4-5 лет): появляется интерес ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающийся попытками их анализировать; участие детей в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества; общение с представителями животного и растительного мира, вызванное заботой о них. Старший возраст (5-6 лет) соблюдение правил поведения в окружающей среде; контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке; выраженная потребность в заботе о представителях животного и растительного мира; способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности; доброта и отзывчивость, внимание к окружающим животным, птицам, людям и растениям, готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней. Подготовительный к школе возраст (6-7 лет) умение самостоятельно выявлять признаки того или иного времени года, устанавливать причинно-следственные связи; осознанное отношение ко всем животным, понимание того, что вредных животных не бывает; обобщенное представление о типичных экологических системах (лес, луг, водоем); отношение к человеку, как к естественному объекту природы; познавательный интерес к природе и ее роли в жизни человека; экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе. Раздел II. Содержательный 2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных 13 ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с направлениями воспитательной работы. Направления воспитательной работы не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе. 2.1.1. Патриотическое направление воспитания Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм - это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу. Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций. Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты: когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России; эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине - России, уважением к своему народу, народу России в целом; регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России. Задачи патриотического воспитания: 1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа; 2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа; 14 3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности; 4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе. При реализации указанных задач воспитатель должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа; организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям; формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека. В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений можно выделить основные задачи по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия : дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира Талицкого городского округа, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы родного края; способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы; помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека; помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром; способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности. Для того чтобы приобщать детей к экологической культуре и культуре природолюбия, обогащать их разносторонний экологический опыт, воспитатель должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: воспитать у ребёнка тёплые чувства к каждому объекту природы, в процессе знакомства с природой Талицкого городского округа, что будет способствовать и решению природоохранных задач; 15 развивать у ребёнка ответственное отношение к родной природе, её флоре и фауне; сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству. 2.1.2. Социальное направление воспитания Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления. Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе. Выделяются основные задачи социального направления воспитания. 1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях. 2) Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила. 3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма. При реализации данных задач воспитатель должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: 16 организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами, традиционные народные игры и пр.; воспитывать у детей навыки поведения в обществе; учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности; учить детей анализировать поступки и чувства - свои и других людей; организовывать коллективные проекты заботы и помощи; создавать доброжелательный психологический климат в группе. 2.1.3. Познавательное направление воспитания Ценность - знания. Цель познавательного направления воспитания формирование ценности познания. Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека. Задачи познавательного направления воспитания: 1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы; 2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний; 3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.). Направления деятельности воспитателя: совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг; организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми; организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования. 2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания Ценность - здоровье. Цель данного направления - сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок. Задачи по формированию здорового образа жизни: 17 обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка; закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды; укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям; формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни; организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня; воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности. Направления деятельности воспитателя: организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада; создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни; введение оздоровительных традиций в Учреждении. Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей. Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой. Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи; формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела; формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом; включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру. 18 Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись в тесном контакте с семьей. 2.1.5. Трудовое направление воспитания Ценность - труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны. Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду. Можно выделить основные задачи трудового воспитания. 1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей. 2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования. 3) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи). При реализации данных задач воспитатель должен сосредоточить свое внимание на нескольких направлениях воспитательной работы: показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников; воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с трудолюбием; предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия; собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности; связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям. 2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания 19 Ценности - культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений. Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания: 1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений; 2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на внутренний мир человека; 3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми; 4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов; 5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности; 6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его. Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами; воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах; воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом; воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом Учреждения; умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять, и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду. Цель эстетического воспитания - становление у ребенка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка. 20 Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают следующее: выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества; уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь детского сада; организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.; формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке; реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания. 2.2. Особенности реализации воспитательного процесса На организацию воспитательного процесса в Учреждении оказывает влияние культурное наследие района. Популяризация культурного наследия Талицкого городского округа является одной из задач работы педагогического коллектива в работе с детьми. Основными достопримечательностями Талицы являются Музей имени Героя Советского Союза разведчика Н. И. Кузнецова, сквер имени Героя Советского Союза Н. И. Кузнецова, обелиск памяти погибших воинов в борьбе с фашизмом 1941 – 1945 г. с вечным огнём, сквер воинов-интернационалистов, усадьба семьи Поклевских - Козелл - памятник архитектуры, построенный в неорусском стиле в 1890 году. «Национальный парк «Припышминские боры», Талицкий парк-дендрарий, основанный в 1897 году. В районе нахождения детского сада расположено здание «Районного информационно-культурно досугового центра», «Библиотечно-информационный центр» Талицкая центральная районная библиотека им. Поклевских-Козелл, «Молодёжная площадь», сквер имени Героя Советского Союза Н. И. Кузнецова, музей имени Героя Советского Союза разведчика Н. И. Кузнецова, Талицкий парк-дендрарий, городской пруд, что позволяет посещать культурно-досуговые учреждения, воспитывать патриотические чувства, развивать экотуризм. Силами педагогического коллектива и родителями делается попытка по воспитанию человека культуры, усвоившего и сделавшего основой для собственной жизни нормы, ценности, установки, социальные стереотипы. В детском саду реализуется программа «Родной город». Через пешие и виртуальные экскурсии, посещение музеев, библиотек происходит знакомство с достопримечательностями родного города. Особую значимость приобретает новый тип взаимодействий «дети – семья/родители – культурно-образовательная среда». 21 Социализация ребенка в социокультурном пространстве возможна только при условии тесного взаимодействия семьи и Учреждения как главных партнеров, призванных помочь ребенку обрести ценностно-смысловые ориентиры в контексте требований социокультурного пространства. Для выработки единой воспитательной стратегии педагоги согласовали с родителями позиции обеих сторон, определили задачи развития детей, формы взаимодействия. Родители становятся активными участниками проведения разнообразных мероприятий: походов выходного дня, праздников, экскурсий в «Национальный парк «Припышминские боры»; по городу, конкурсов, проектов. При организации обучения и воспитания детей используются возможности организаций дополнительного образования, культуры, спорта города. В целях реализации правовых основ и принципов государственной национальной политики детским садом проводятся мероприятия, направленные на укрепление гражданского единства и патриотическое воспитание детей: акция вахта памяти «Бессмертный полк», возложение цветов к обелиску памяти погибших воинов в борьбе с фашизмом 1941 – 1945 г, экскурсия в сквер имени Героя Советского Союза Н. И. Кузнецова; в сквер воинов-интернационалистов. Проведение данных мероприятий способствует сохранению и развитию лучших традиций патриотического воспитания в Учреждении, формированию нравственных ценностей. Наше Учреждение принимает участие в природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия. Это связано с обострением экологической проблемы в стране, что диктует необходимость интенсивной воспитательной, просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных. В целях пропаганды здорового образа жизни и привлечения детей к занятиям физической культуры и спорта в Учреждении предусмотрены организация и 22 проведение физкультурно-массовых, оздоровительных и спортивных мероприятий. Инструктор по физической культуре организует выполнение мероприятий образовательной программы, осуществляет их реализацию и мониторинг, обеспечивает эффективное использование среды. В детском саду имеется материально-техническая база для занятий физкультурой и спортом. Педагоги используют современные технологии: здоровьесберегающие: физкультурные минутки, оздоровительный бег на прогулке, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, ритмопластика, стретчинг, подвижные игры, спортивные игры (элементы), обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них представления о здоровье как ценности, мотивируют на ведение здорового образа жизни. Игровые технологии квест, геокешинг, фитнесс-технология скиппинг, спортивный тимбилдинг позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают его интересным, творческим и значимым для дошкольников. В ходе игр геокэшинг и квест дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и физические качества, но и развиваются умственно. Технология тимбилдинг позволяет развивать навыки взаимопомощи в коллективе, в результате чего у детей улучшается эмоционально-двигательная сфера. Фитнесс-технология скиппинга повышает двигательную активность детей, формирует интерес к прыжкам через скакалку, улучшается координация, баланс, ловкость, чувство равновесия, развивается выносливость, скорость и сила, мышцы: ног, рук, плеч, пресса, спины и ягодиц, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Учреждение взаимодействует с «Библиотечно-информационным центром» Талицкая центральная районная библиотека им. Поклевских-Козелл, музеем имени Героя Советского Союза разведчика Н. И. Кузнецова, «Районным информационно-культурно досуговым центром», муниципальным казённым учреждением дополнительного образования «Дворец творчества»: центр творческого развития «Академия детства»; «Талицкая детская школа искусств», федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный парк «Припышминские боры», муниципальной казённой организацией дополнительного образования Талицкого городского округа «Талицкая-детско-юношеская спортивная школа им. Ю. В. Исламова», Талицким районным отделением Всероссийского добровольного пожарного общества. Благодаря взаимодействию с социальными партнёрами создаются благоприятные возможности для обогащения деятельности, расширяется спектр возможностей по осуществлению сотрудничества с социокультурными учреждениями в рамках разностороннего развития детей. Сотрудничество с учреждениями социокультурной сферы города 23 позволяет укрепить физическое здоровье и удовлетворять познавательные потребности детей, обогащать эстетический опыт, расширять кругозор, приобщать к истокам народной культуры. 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников В процессе реализации Программы воспитания и в целях реализации социокультурного потенциала региона для построения социальной ситуации развития ребенка работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения Учреждения. Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных отношений составляет основу уклада Учреждения, в котором строится воспитательная работа. В построении педагогического просвещения, сотрудничества, педагогов и родителей (законных представителей) в процессе воспитательной работы используются как индивидуальные, так и коллективные формы работ. Индивидуальные формы работы: работа специалистов по запросу родителей для решения проблемных ситуаций, связанных с воспитанием ребенка дошкольного возраста; участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с воспитанием ребенка; участие родителей (законных представителей) и других членов семьи дошкольника в реализации проектов и мероприятий воспитательной направленности; индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) c целью координации воспитательных усилий педагогического коллектива и семьи. Групповые формы работы: родительские комитеты, участвующие в решении вопросов воспитания и социализации детей; семейные клубы, участвуя в которых родители могут получать рекомендации от профессиональных психологов, педагогов и обмениваться собственным опытом в пространстве воспитания детей дошкольного возраста; педагогические гостиные, посвященные вопросам воспитания мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов; родительские собрания, посвященные обсуждению актуальных и острых проблем воспитания детей дошкольного возраста; 24 взаимодействие в социальных сетях: родительские форумы на официальном сайте Учреждения, социальной сети Instagram Учреждения, посвященные обсуждению интересующих родителей вопросов воспитания; виртуальные консультации психологов и педагогов. Раздел III. Организационный 3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания Программа воспитания Учреждения реализуется через формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад Учреждения направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования: 1) Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения. 2) Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания. 3) Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания. 4) Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.). Уклад задает и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных отношений: руководителей, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения Учреждения. Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила жизни и отношений в Учреждении, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами и родителями, детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое информационное пространство и нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях. Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни Учреждения. Для реализации Программы воспитания уклад Учреждения целенаправленно проектироваться командой Учреждения и принимается всеми участниками образовательных отношений. 25 Процесс проектирования уклада ДОО включает следующие шаги. № п/п Шаг 1 Определить ценностно-смысловое наполнение жизнедеятельности Учреждения. 2 3 Отразить сформулированное ценностно-смысловое наполнение во всех форматах жизнедеятельности Учреждения: специфику организации видов деятельности; обустройство развивающей предметно-пространственной среды; организацию режима дня; разработку традиций и ритуалов ДОО; праздники и мероприятия. Обеспечить принятие всеми участниками образовательных отношений уклада Учреждения. Оформление Устав Учреждения, локальные акты, правила поведения для детей и взрослых. ООП ДО и Программа воспитания. Требования к кадровому составу и профессиональной подготовке сотрудников. Взаимодействие Учреждения с семьями воспитанников. Социальное партнерство Учреждения с социальным окружением. Договоры и локальные нормативные акты. Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая среда раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры. Воспитывающая среда - это содержательная и динамическая характеристика уклада, которая определяет его особенности, степень его вариативности и уникальности. Воспитывающая среда строится по трем линиям: «от взрослого», который создает предметно-образную среду, способствующую воспитанию необходимых качеств; «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой формируются нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в ходе специально организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего достижение поставленных воспитательных целей; «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт деятельности, в особенности - игровой. 3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События Учреждения Событие - это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно 26 с другими людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым. Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы Учреждения, группы, ситуацией развития конкретного ребенка. Проектирование событий в Учреждении возможно в следующих формах: разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детско-взрослые экскурсии, походы; построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.); проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России; создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы, «Театр в детском саду» - показ спектакля для детей из соседней группы). Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком. 3.3. Организация предметно-пространственной среды Предметно-пространственная среда (далее – ППС) отражает ценности, на которых строится программа воспитания, способствует их принятию и раскрытию ребенком. Среда включает знаки и символы государства, региона, города. Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которых находится детский сад. Среда экологична, природосообразна и безопасна. Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей. 27 Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину мира. Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в среде. Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта. Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда Учреждения гармонична и эстетически привлекательна. Игрушки, материалы и оборудование соответствуют возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста. В групповых помещениях создана оптимально насыщенная многофункциональная среда, предоставляющая возможность для организации различных видов игр с детьми, а также для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией. Созданная ППС в дошкольном учреждении способствует реализации личностно – ориентированного подхода, который предполагает понимание, принятие и признание интересов и потребностей ребенка, построение с ним партнерских отношений, диалога. ППС стала вариативной – в групповом помещении в наличии различные пространства, разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей и возможность самовыражения каждого ребенка. Исходя от интересов и запросов воспитанников игровой материал, периодически сменяемый – появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Педагогический коллектив учитывает принцип «Новое, сменяя старое, сохраняет его элементы». Каждое групповое помещение имеет индивидуальный стиль, «свое лицо» - по расположению мебели, игрового материала, эстетическому оформлению и цветовой гамме. ППС учитывает типологические особенности воспитанников группы (активность – пассивность, общительность – замкнутость, лидерство – замкнутость). Предоставлено больше возможностей для самостоятельной деятельности, уединения, проявления двигательной активности и т.д. ППС дошкольного учреждения отличает психологическая безопасность - в нашей среде воспитанники чувствуют себя уверенно и свободно, т.к. у детей есть возможность «права выбора» деятельности по своим интересам, и таким образом создается ощущение успешности, вмешательство взрослых сведено до минимума. 28 Отработана система персонифицированной территории (личного пространства) каждого воспитанника (личные шкафчики, игрушки, вещи, кровать и т.д.), что создает положительную, доброжелательную обстановку и эмоциональное благополучие для детей. ППС создает условия для сотрудничества и сотворчества педагогов и воспитанников, их активная, деятельностная позиция, направленная на достижение общего результата с использованием ресурсов среды. Происходит постоянный процесс модернизации среды. 3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса В штате Учреждения воспитательную работу осуществляют педагогические работники: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель-логопед, старший воспитатель. Наименование должности (в соответствии со штатным расписанием ДОО) Заведующий детским садом Старший воспитатель Педагог-психолог Воспитатель Младший воспитатель Инструктор по физической культуре Музыкальный руководитель Функционал, связанный с организацией и реализацией воспитательного процесса Осуществляет общее руководство Оказывает методическую помощь педагогам в организации и реализации воспитательного процесса Осуществляет психологическую поддержку одаренных детей Применяет эффективные методы воспитательной работы с детьми Создает условия для социальной адаптации воспитанников Проводит мероприятия оздоровительного характера: праздники, развлечения, соревнования с привлечением родителей Организация и проведение массовых мероприятий: музыкальных вечеров, праздников, развлечений с привлечением родителей Для эффективной организации воспитательного процесса в Учреждении могут привлекаться специалисты других организаций: дополнительного образования: центр творческого развития «Академия детства»; «Талицкая-детско-юношеская спортивная школа им. Ю. В. Исламова», работники культуры, библиотеки, ВДПО, «Национального парка «Припышминские боры», музея города. 3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации 29 Программы воспитания На уровне Учреждения приняты решения по внесению изменений в должностные инструкции педагогических работников, заключению договоров: «Библиотечно-информационным центром» Талицкая центральная районная библиотека им. Поклевских-Козелл; музеем имени Героя Советского Союза разведчика Н. И. Кузнецова; «Районным информационно-культурно досуговым центром «Юбилейный»; Муниципальным казённым учреждением дополнительного образования «Дворец творчества» центр творческого развития «Академия детства»; Федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный парк «Припышминские боры»; Муниципальной казённой организацией дополнительного образования Талицкого городского округа «Талицкая-детско-юношеская спортивная школа им. Ю. В. Исламова», Талицким районным отделением Всероссийского добровольного пожарного общества. В связи с внедрением рабочей программы воспитания вносятся изменения в Программу развития образовательной организации, в Общеобразовательную Программу дошкольного образования, в локальные акты: Положение о нормах профессиональной этики педагогических работником МКДОУ «Детский сад № 22 «Рябинушка»; Положение о разработке рабочей программы педагога; Положение о порядке разработки, принятия и утверждения Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МКДОУ «Детский сад № 22 «Рябинушка». 3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей Инклюзия (дословно - «включение») - это готовность образовательной системы принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития. Инклюзия является ценностной основой уклада Учреждения и основанием для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий. На уровне уклада: инклюзивное образование - это норма для воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная 30 ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми участниками образовательных отношений в Учреждении. На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда Учреждения обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка. На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности. На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития. На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых. Основными условиями реализации Программы воспитания в Учреждении, реализующего инклюзивное образование, являются: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания; 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности; активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка. Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях Учреждения являются: 31 1) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности; 2) формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; 3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей; 4) обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество; 5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений об окружающем мире; 6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ; 7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. + Август + Июль Март + Июнь Февраль + Май Январь + Апрель Декабрь Тематическая неделя + «Российский день леса» Проект «Мои домашние питомцы» Акция «Без птиц, друзья, Патриотическое прожить ни как нельзя!» Акция «Сохраним направление живую ель» Концерт «Защитники Отечества» Военно-патриотическая игра «Зарница» Экологическая кейс-игра Green-Team Ноябрь Мероприятия Октябрь Направления воспитания Сентябрь 3.7. Примерный календарный план воспитательной работы + + + + + 32 Социальное направление Познавательное направление Проект «Мы – дети галактики!» Вахта памяти «Бессмертный полк» Реквием «Наш долг и прямая обязанность» Акция «Подари клумбе цветок» Проект «Посадили огород, посмотрите, что растёт» Проект «Флаг Российской Федерации» Тематическая неделя «Я м мои друзья» Волонтёрская акция, посвящённая «Дню мудрости» Проект «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» День Смеха-ха! Праздник «День защиты детей» Экскурсия по экологической тропе «В гостях у леса» Поход «Здравствуй, осенний лес, полон загадок и чудес» Экскурсия в Талицкий парк-дендрарий Экскурсия по родному городу Экскурсия в музей «ВДПО» Проект «Я – исследователь» Развлечение по правилам пожарной безопасности Конкурс «Техно Академия» + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 33 Единый день дорожной безопасности Всероссийский день бега «Кросс наций» Проект «Здоровым быть Физическое и оздоровительное здорово» направление Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России 2022» Развлечение «Летом весело играем и здоровье сохраняем» День здоровья «Папа, мама, я – спортивная семья» Трудовое Праздник «День знаний» направление Проект «Профессии нашего района» Акция «Почитай мне, мама, книжку» Праздник «Золотая осень» Концерт «Мудрость рядом с нами» Конкурс «Мисс Малышка» праздник «Новогодний фейерверк» Этико-эстетическое Праздник направление «Рождественские колядки» Конкурс художественного слова «Россия – Родина моя» Народное гуляние «Масленица» Праздник «Весна-красна идёт!» Конкурс «Звонкая нотка» + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 34 Конкурс художественного слова «Пришла Весна – Пришла Победа!» Концерт «День Победы!» + + *Решаются задачи части программы, формируемой участниками образовательных отношений Примерный план воспитательной работы строится на основе базовых ценностей по следующим этапам: погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение, просмотр, экскурсии и пр.); разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие продукты; организация события, которое формирует ценности. Данная последовательность является циклом, который при необходимости может повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту варианте неограниченное количество раз. Данный цикл является примерным. На практике цикл может начинаться с яркого события, после которого будет развертываться погружение и приобщение к культурному содержанию на основе ценности. События, формы и методы работы по решению воспитательных задач могут быть интегративными. Каждый воспитатель разрабатывает конкретные формы реализации воспитательного цикла. В ходе разработки должны быть определены цель и алгоритм действия взрослых, а также задачи и виды деятельности детей в каждой из форм работы. В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую диагностику на основе наблюдения за поведением детей. В фокусе педагогической диагностики находится понимание ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его поведении. Основные понятия, используемые в Программе Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти 35 защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде; Образовательная ситуация - точка пересечения образовательного процесса и педагогической деятельности: каждому типу образовательной ситуации соответствуют свои программы действий ребенка и взрослого, проявляющиеся в той или иной позиции. Образовательная ситуация соотносима с ситуацией развития. Воспитательные события являются разновидностью образовательных ситуаций. Образовательная среда — социокультурное содержание образования, объединяет в себе цели и смыслы воспитания, обучения и развития детей в конкретной социокультурной ситуации, определяет состав становящихся способностей и качеств. Потенциал образовательной среды для решения целей воспитания личности позволяет говорить о воспитывающей среде. Общность - устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры. Общность - это качественная характеристика любого объединения людей, определяющая степень их единства и совместности (детско-взрослая, детская, профессиональная, профессионально-родительская). Портрет ребенка - это совокупность характеристик личностных результатов и достижений ребенка на определенном возрастном этапе. Социокультурные ценности - основные жизненные смыслы, определяющие отношение человека к окружающей действительности и детерминирующие основные модели социального поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности. Субъектность - социальный, деятельно-преобразующий способ жизни человека. Субъектность впервые появляется в конце дошкольного детства как способность ребенка к инициативе в игре, познании, коммуникации, продуктивных видах деятельности, как способность совершать нравственный поступок, размышлять о своих действиях и их последствиях. 36 Уклад - общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельность и социокультурный контекст. В дальнейшей работе при реализации Рабочей программы воспитания необходимо осуществить внедрение эффективных средств, форм, методов и технологий воспитательной работы, отвечающих современным требованиям и вызовам. Педагогам пройти курсы повышения квалификации для решения актуальных задач по воспитанию и социализации детей. 37